Как обжаловать штраф за неоплаченную парковку и получить ответ онлайн
Кто штрафует?
Московские автолюбители уже привыкли, что оштрафовать их может отнюдь не только инспектор ГИБДД - за порядком на дорогах следят камеры видео- и фотоконтроля, а также пешие инспекторы Администратора московского парковочного пространства (АМПП) и Московской административной дорожной инспекции (МАДИ). Есть еще "парконы" - это машины с зелеными полосами, которые объезжают улицы с платной парковкой. Ведает ими Центр организации дорожного движения (ЦОДД), хотя сам он никого не штрафует, а передает данные другим организациям.
Перечень нарушений, за которые могут наказать АМПП и МАДИ, весьма ограничен. За неоплаченную парковку в зоне платного паркинга штрафует АМПП, а за стоянку и остановку в зоне действия запрещающих знаков, а также за парковку на газоне наказывает МАДИ.
Оба ведомства подчиняются московской мэрии, и штрафы выписывают самостоятельно. Именно поэтому обжаловать их можно онлайн на портале "Автокод". Со штрафами ГИБДД этого сделать нельзя - придется обращаться в само ведомство, причем во многих случаях лично, а не онлайн, хотя такая возможность тоже есть на сайте gibdd.ru.
Размер именно "московских" штрафов довольно внушительный - за неоплаченную парковку придется заплатить 2,5 тыс. рублей, а за стоянку и остановку под запрещающими знаками 3 тыс. рублей. Но в последнем случае можно и сэкономить: если оплатите в течение 20 дней, получите скидку 50%.
Припаркованный на газоне автомобиль, пусть даже единственным колесом, обойдется уже в 5 тыс. рублей. Причем скидка тут, как и в случае с неоплаченной парковкой, не действует, платить нужно в полном объеме. Более того, 5 тыс. рублей - это для рядовых автомобилистов-физлиц. Штраф для должностных лиц равен 30 тыс., а для юридических - 300 тыс. рублей.
Как обжаловать?
Понятно, что многие водители с полученными штрафами часто не соглашаются. Например, припарковались вы на платной парковке, отправили смс-сообщение об оплате, а потом получили "письмо счастья". Это может случиться, к примеру, если вы заплатили через 20-30 минут после начала парковки или указали неверный номер автомобиля - ошиблись на букву или цифру, забыли ввести номер региона и т.д.
Раньше жалобы принимались только лично - нужно было ехать на прием и писать заявление. А потом ждать ответа заказным письмом обычной почтой. Автолюбителей такая перспектива радовала мало, и нередко даже несправедливые, по их мнению, штрафы молча оплачивались, лишь бы не тратить время.
Сейчас ситуация другая. В АМПП и МАДИ корреспонденту "РГ" рассказали, что большинство жалоб приходит онлайн. "Это удобнее и быстрее, к тому же на портале "Автокод" есть удобная инструкция, которая подсказывает, как правильно составить обращение", - объяснили в МАДИ.
С недавних пор и ответы на жалобы также стали доступны онлайн, правда, пока только в части платной парковки. По почте они, впрочем, все равно дублируются - официальная бумага нужна, если решите обжаловать решение дальше, в суде. Причем в электронном ответе вы получите трек-номер почтового отправления, по которому можно отслеживать доставку обычного письма. Это особенно удобно для тех, кто живет не по адресу прописки, и проверять почтовый ящик регулярно не может.
На что жаловаться?
Если зайти на "Автокод", то раздел обращений в АМПП и МАДИ будет одним из первых. Разобраться в нюансах действительно помогает интерактивная схема. Сначала выбираете, какое ведомство вас оштрафовало, а затем причину обжалования - ее нужно выбрать из открывшегося списка. Для примера я остановился на варианте "Транспортное средство продано". Мол, штраф за дело, но машина уже не моя, а значит, и отвечать не мне. Система тут же выдала список: нужна подписанная жалоба, а также сканы справки из ГИБДД о снятии с учета и паспорт транспортного средства (ПТС) с соответствующей отметкой. Перечень, прямо скажем, невелик и лишних бумаг в нем нет.
К онлайн-жалобе также можно приложить фотографии, видеозаписи и любые другие документы. Например, если штраф за стоянку под запрещающим знаком, а видеорегистратор в вашей машине записал, что вы ничего не нарушали, - запись поможет добиться справедливости. Подойдут справки из больницы или автосервиса, если вы, к примеру, остановились под запрещающим знаком из-за поломки или плохого самочувствия. Главное, не затягивать с жалобой - ее нужно подать в течение 10 дней со дня получения копии постановления. Если срок пропущен, можно направить ходатайство о его продлении, но тут понадобится уважительная причина - например, справка о болезни.
На портале "Автокод" уже обжаловано около 75 тыс. штрафов, однако оплачено их там же гораздо больше - 315 тыс. Понятно, что в большинстве случаев наказывают за дело, и спорить в этом случае бессмысленно. Так что если вы понимаете, что действительно нарушили, то пытаться оспорить постановление "на авось" не стоит - только потеряете время. В АМПП "РГ" рассказали, что число отмененных по разным причинам штрафов не превышает 1-2%.
Какое ведомство вынесло постановление о штрафе, обычно написано в самой бумаге. Но понять это можно и по номеру постановления: у МАДИ он состоит из 20 цифр и начинается с 782 или 25 цифр и начинается с 03560430. У АМПП номер насчитывает 20 цифр и начинается с 780 или 25 цифр и начинается с 03554310. Постановления, выписанные сотрудниками ГИБДД, состоят из 20 цифр и начинаются со 188. Их через "Автокод" обжаловать нельзя.
Живете в Москве, а прописаны в другом городе? Тогда вам наверняка знакома ситуация, когда письма о штрафах приходят на официальный адрес, и узнаете вы о них случайно. Обернуться это может неприятностями - например, поздно узнав о штрафе, вы упустите время, когда его можно оплатить со скидкой. Чтобы решить эту проблему, можно на сайте zakaznoe.pochta.ru подписаться на получение заказных писем в электронном виде. Бумажные письма вам тогда отправлять перестанут, а электронные будут приходить мгновенно. Это официальный и бесплатный сервис "Почты России".
Обжаловать штраф и забрать ответ на жалобу можно также в сервисных центрах "Московский транспорт" по адресам:
- улица Старая Басманная, дом 20, корпус 1;
- улица 1905 года, дом 25.
Центры работают ежедневно с 8.00 до 20.00 и помогают решить практически любые вопросы, связанные с транспортом в столице: от неработающей карты "Тройка" до оформления возврата эвакуированного авто.