Мало кому известный итальянец, приехавший в Россию помогать Дмитрию Аленичеву налаживать игру "Спартака" в обороне, очаровал всех быстро и, казалось, безвозвратно. Каррере, которого полюбили игроки, доверили "порулить" скорее в качестве эксперимента. Но при Массимо, выделявшегося орлиным римским профилем и сумасшедшей харизмой, команда "поперла" так, что добежала до первого за 16 лет чемпионства. Восторг, переходящий в эйфорию, захлестнул "красно-белое" сообщество. Каррера получил новый долгосрочный контракт на хороших условиях.
Но первый же матч нового сезона подтвердил прогнозы скептиков, указывавших, что не работавшему ранее главным тренером Каррере будет крайне тяжело давать результат за счет тех же методов. "Спартак" упустил в концовке победу над "Динамо", хотя вел по ходу матча 2:0. А игра с "Тосно" стала уже третьей, когда преимущество в два мяча не приводило к победе. Проще всего объяснить эти метаморфозы, как и восьмое место в таблице, отсутствием фарта и тем, что эффект новизны от прихода Карреры больше не работает. Но проблема, судя по всему, куда глубже.
В первый год работы Массимо в Москве его отличала важная особенность - он ни при каких обстоятельствах не сваливал вину за неудачи на игроков. По крайней мере публично. И сами игроки не раз признавались, что очень ценят такое отношение со стороны тренера и готовы биться за него до последнего. Поэтому комментарий Карреры после матча с "Тосно" выглядел одновременно и справедливым, и шокирующим.
- Что произошло? Спросите у игроков, - сказал он. - Физическая готовность здесь ни при чем, мы бегали до конца матча. Не это причина пропущенных голов. Это подход и поведение игроков. Они должны подумать над этим.
Говорят, в раздевалке было куда жестче - по помещению летали бутылки, и Массимо в открытую спросил футболистов, уж не "сплавляют" ли они его. Подтвердить эту версию сложно, не находясь внутри команды. Даже на условиях анонимности игроки отказываются обсуждать, что происходило в Петербурге на самом деле. Максимум, что можно из них выдавить, - "проблемы есть, но мы разберемся".
Существует довольно популярная и не лишенная здравого зерна версия, что во многом причиной неприятной ситуации, в которую попал "Спартак", являются изменения в тренерском штабе. А приглашение Каррерой его соотечественников Джиорджио Дурбано и Аттилы Малфатти только испортило микроклимат в команде. И, что еще хуже, привело к ошибкам в функциональной подготовке.
Когда команда из матча в матч проваливает концовки, действительно впору говорить о проблемах с "физикой". Но главный тренер с отчаянным упорством этот тезис опровергает. Приводя статистические выкладки, что "Спартак" бегать стал даже больше, чем в прошлом сезоне. Уровень физической готовности действительно вопрос дискуссионный. А вот другой факт - вполне себе медицинский. У "красно-белых" огромное количество мышечных травм, из-за которых Каррера регулярно лишен нужных исполнителей. Кроме того, Георгий Тигиев стал уже третьим футболистом "Спартака", порвавшим крестообразные связки - ранее эту травму, восстановление после которой занимает минимум полгода, получили Роман Зобнин и Артем Тимофеев. Справедливости ради, Зобнин выбыл из строя, играя за сборную, но команде от этого не легче. И списать повышенный травматизм на тренерские просчеты резонно.
Во всей ситуации несколько в тени другой важный момент - позиция руководства клуба. Злые языки утверждают, что в верхах то и дело вспыхивают подковерные интриги и борьба за власть. И если это правда, то ничего хорошего для команды эти брожения точно не несут.
Признаки того, что именно в клубе не все в порядке, были еще по ходу предыдущего сезона, когда "Спартак" купил у "Амкара" перспективного вратаря Александра Селихова. Выяснилось, что Массимо Каррера об этом трансфере попросту не знал. Затем Карреру не позвали на вечер, организованный Премьер-лигой по итогам сезона. Массимо объяснили в клубе, что его не было в списках гостей. Лига тут же доказала, что это неправда. Дальше были увольнения водителя автобуса и врача. Обоим сказали, что инициатором стал главный тренер, а сам Массимо признался, что не в курсе ситуации.
Такие мелочи можно трактовать как тихий саботаж. А еще нагляднее раскол проявился во время трансферной кампании. У "Спартака" вроде бы были возможности серьезно усилить состав перед Лигой чемпионов. Но вместо покупок мы видели регулярные утечки в прессу об интересе к тому или иному футболисту, но сделки срывались. В итоге за неделю до закрытия трансферного окна появилась неофициальная информация, что полномочия по приглашению новичков перешли к Каррере и его людям. Вопрос, почему это произошло так поздно, повис в воздухе. "Спартак" же на флажке купил у "Гремио" форварда Рошу, но проблемные позиции на флангах обороны так и не закрыл. И это, с одной стороны, вносит дополнительную нервозность в команду, а с другой - приводит к предсказуемым провалам на футбольном поле.
Историй, когда после удачного сезона команда попадала в тяжелый кризис, в спорте великое множество. Очень часто это заканчивается прозаично - тренера, которого совсем недавно носили на руках, отправляют в отставку.
Самые яркие последние примеры - из английского футбола. Роберто ди Маттео весной 2012-го привел "Челси" к самой большой победе в истории клуба. "Синие" выиграли Лигу чемпионов. Но уже в ноябре итальянцу указали на дверь из-за слабого старта в следующем сезоне.
Другой итальянец, Клаудио Раньери, сотворил чудо с "Лестером", который в сезоне 2015/16 впервые в своей истории стал чемпионом. Но и тут сказка длилась недолго. Следующий сезон "лисы" проводили на своем более привычном уровне, то есть находились ближе к зоне вылета. И даже неплохое выступление в Лиге чемпионов, где команда вышла в 1/8 финала, картину не изменило. Раньери перессорился с ведущими игроками и в феврале был уволен. Никаких ощутимых дивидендов "Лестеру" это не принесло.