Среди гостей "русской комнаты" были "министр иностранных дел" Евросоюза Федерика Могерини и ее британский коллега Борис Джонсон. Причем выяснилось, что Борис неплохо запоминает русские слова и не стесняется их использовать. Так услышав, что в команде Лаврова на переговорах присутствует глава комитета по международным делам Госдумы РФ Леонид Слуцкий, Джонсон мгновенно оживился. "Дума, - повторил он знакомое ему слово с акцентом, - и добавил явно заученную ранее конструкцию на русском: "Я думаю, что", после чего перешел на родной язык. Выходил после встречи с Лавровым британский министр в приподнятом настроении о чем-то оживленно жестикулируя со Слуцким. Впрочем, Могерини также покидала встречу с Лавровым с широкой улыбкой, и тоже в компании россиян.
На этой Генассамблее "неожиданности" ждали не российского министра иностранных дел, а президента Украины. Его график пребывания в Нью-Йорке оказался до неприличия пресным - три-четыре встречи в день со стандартным набором обсуждаемых тем: урегулирование на Донбассе, переживания за Крым и просьбы к собеседникам помочь деньгами и оружием. Уже второй год глава Незалежней использует международный форум для попрошайничества в особо крупных размерах. Вот и на этот раз Порошенко призывал польских, финских и европейских собеседников сброситься на украинский мир: а себя в интервью называл "президентом мира".
Сенат США одобрил выделение Киеву 500 миллионов долларов на поддержку в сфере безопасности. А закупаемый Украиной по завышенной цене в Пенсильвании американский уголь объясняет, по мнению аналитиков, почему Порошенко получил аудиенцию у Трампа - игнорировать человека, дающего работу американским рабочим, Белый дом посчитал невежливым. Но фактически купленная на деньги украинских налогоплательщиков встреча с Трампом не гарантировала Порошенко участия в приеме, который состоялся в отеле Lotte Palace, и на который, по слухам, украинского президента не пригласили.
Неожиданностью для Порошенко стали итоги переговоров главы МИД РФ Сергея Лаврова с госсекретарем Рексом Тиллерсоном в части, посвященной ситуации на Украине. Российский министр, по итогам беседы, подчеркнул, что никакие изменения в российский проект резолюции по миротворцам в Донбассе не вносятся и работа над документом продолжается. "Абстрактное" несогласие украинских партнеров по поводу предполагаемого ввода на украинскую территорию миротворцев не удивило Москву, привыкшую к старческому ворчанию всем недовольного Киева.
Порошенко рассчитывал на скандал в ходе прошедшего в среду Совета безопасности ООН, где обсуждались ооновские подходы к миротворчеству. Но ничего из этой затеи не вышло, хотя глава Украины несколько секунд потрясал для убедительности перед участниками Совбеза пачкой из четырех или пяти якобы привезенных из Донбасса российских паспортов, которые затем он торопливо спрятал в папку и более никому не показывал. Если Порошенко хотел скандала, посвятив свое выступление ситуации на Донбассе и критике российского предложения о вводе на территорию украинцев ооновских миротворцев, то его план не сработал. Если глава Украины хотел славы, то и с этим в среду у него не задалось: никто из глав делегаций, включая сидевших рядом с украинским лидером вице-президента США Майкла Пенса и премьера Британии Терезы Мэй антироссийский пафос Порошенко не разделили.
Больше о вводе миротворческой миссии для Украины и возможных местах ее размещения никто из присутствовавших на Совбезе делегаций не вспоминал: все выступления затрагивали миротворчество в целом и ооновские подходы к такого рода миссиям. Попытки Порошенко превратить Совбез в "театр одного украинского актера" провалились и президент Украины это понял. Напрасно, бросал он просительные взгляды на сидевшую рядом с ним премьера Британии в надежде, что хоть та упомянет украинские реалии. Но Мэй твердо придерживалась написанного ранее текста выступления и импровизаций не допускала. В итоге скучающий Порошенко погрузился в смс переписку: ведь на свое выступление на Генассамблее он опоздал в расчете, что его присутствие на Совбезе ООН спровоцирует скандал и посвященную ситуации на Украине дискуссию. Но когда стало окончательно ясно, что из этой затеи ничего не вышло, Порошенко по быстрому собравшись переместился в зал Генассамблеи. Впрочем, на трибуну никаких "вещественных доказательств" он не вынес, ограничившись привычным набором проклятий в адрес России. Его речь, как писали ранее украинские СМИ, была посвящена преимущественно внутренним проблемам Украины - вводу миротворцев и освобождению украинских заложников и политзаключенных.
Кстати, в среду помимо миротворчества обсуждалась еще одна "горячая точка", нашедшая отражение в выступлении президента Трампа на Генассамблее. На встрече министерской "шестерки", готовившей соглашение по ядерной безопасности Ирана, шла речь о брошенных Трампом с трибуны Генассамблеи обвинениях в нарушениях Тегераном ядерных договоренностей. Лавров считает эти оценки тревожными. Москва убеждена: Иран выполняет свои обязательства, что собственно подтвердили участникам "шестерки" руководители МАГАТЭ.
Комментируя выступление американского президента на Генассамблее, Лавров назвал его примечательным: "оно очень четко сформулировало поддержку принципов суверенитета и равенства в международных делах". Российский министр обратил внимание на слова Трампа о том, что США "никого не намерены заставлять следовать тому или иному пути, уважают тот способ существования, который народы выбирают для себя". И эта новая американская концепция во внешней политике также стала неприятным сюрпризом для украинского президента. Ведь ее реализация Белым домом на практике без двойных стандартов и изъятий означает, что Белый дом признает выбор жителей Крыма, воссоединившихся с Россией, и решение жителей Донбасса о создании Донецкой и Луганской народных республик.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"