20.09.2017 13:43
    Поделиться

    На "Флаэртиане" показали фильм про композитора Каравайчука

    В Перми проходит 17-й международный фестиваль документального кино "Флаэртиана". Режиссеры представляют свои работы и отвечают на вопросы зрителей.

    Корреспондент "РГ" побывала на показе фильма "Последний вальс", посвященного гениальному композитору Олегу Каравайчуку, ушедшему из жизни в 2016 году. Сняла 78-минутную картину Юлия Бобкова, выпускница ВГИКа (мастерская Сергея Мирошниченко).

    Композитор жил в Комарово, дачном поселке под Петербургом. Один. Отшельничество. Одиночество.

    - Олег Николаевич перевернул мой мир. Мы даже цитировать его стали, когда снимали, - говорит Юлия Бобкова. - Съемки длились два года, но общались мы не много. О Каравайчуке снято несколько фильмов. Есть ценная хроника. Мне помогала его музыка, его импровизации за роялем. Он согласился снять фильм с условием, что будет рассказывать не о себе, а о том что его волнует - о современном обществе, людях, о Комарово.

    Когда-то Сталин, послушав семилетнего вундеркинда Олега, подарил ему фортепиано. Музыкант-виртуоз, экстравагантный, яркий, "сумасшедший", человек-легенда, миф, которого при жизни называли гением, долгое время был "широко известным в узких кругах". Каравайчук сотрудничал со многими замечательными режиссерами, его музыка звучит в фильмах Сергея Параджанова, Василия Шукшина, Ильи Авербаха, Киры Муратовой… Иногда музыкант снимался в кино в эпизодических ролях.

    В фильм "Последний вальс" включены кадры 2002 года, сделанные петербургским режиссером Виталием Потемкиным. Места тех съемок: Санкт-Петербург, Смоленское кладбище, где похоронена мать героя фильма, и дача в Комарово, "купил которую мой папа на гонорар, который я получил после фильма "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953 год)".

    Слушаем и сегодняшние, последние размышления композитора о жизни, о наболевшем, "всякие мои мысли", как он выразился.

    Каравайчук дает концерты и комментирует:

    - Мне не нужны эти концерты, но я должен зарабатывать на этой муре. Мне бы какого-нибудь мецената… Сидел бы дома и писал музыку, ее было бы в пять, в десять раз больше.

    Дает замысловатый автограф, с нотным станом, скрипичным ключом, и смеется:

    - Это просто какая-то абстрактная живопись получается…

    В Комарово были дачи великих ученых, писателей, поэтов, композиторов. Шостаковича, Соловьева-Седого, Лихачева, "будка" Ахматовой… Здесь отдыхали и творили Кшесинская, Бродский, братья Стругацкие… А теперь уничтожаются старинные дачи, вырубается лес.

    - Я хожу здесь, и мне не по себе. На меня действует забор, который поставили те, у кого есть деньги. Это лабиринт тюрьмы. Страшная, абстрактная тюрьма. Мне стало труднее сочинять, но я продолжаю. Пока не умру...

    В фильме звучит музыка Олега Каравайчука. Засняты его похороны в Комарово.

    Тем временем

    Известный петербургский оператор и режиссер Сергей Ландо, снимавший Олега Каравайчука при жизни, его репетиции и концерты, рассказы о наболевшем, работает сейчас на киностудии "Лендок" над фильмом "Небесный тапер", посвященном талантливому музыканту.

    Поделиться