21.09.2017 15:00
Поделиться

Ольга Ускова: В России будут машины, которые всегда ездят по правилам

Беспилотные автомобили постепенно входят в нашу жизнь. О своих достижениях в этой сфере заявляют крупные автомобильные концерны, агрегаторы такси, IT-фирмы. "РГ" встретилась на международном студенческом форуме VisionHack с президентом Cognitive Technologies Ольгой Усковой (ее компания занимается разработкой искусственного интеллекта) и поговорила с ней о том, что происходит и куда движется индустрия беспилотного транспорта.

Когда беспилотные автомобили войдут в нашу повседневную жизнь?

Ольга Ускова: Они потихоньку прокрадываются. В сегменте luxury это модная вещь, которой начали пользоваться. Сейчас на люксовых моделях уровень беспилотности достигает 2, с переходом в 3. Что это значит? Через некоторое время, когда позволит законодательство, можно будет убрать руки с руля. Всего же существует шесть уровней беспилотности.

Чего удалось добиться Cognitive Technologies?

Ольга Ускова: Мы сейчас производим два продукта: Cognitive pilot (для пробок) и Cognitive pilot (для хайвейев). Первый сейчас самый актуальный. Когда человек встает в пробку, то теряет время.

Робот возьмет на себя управление транспортом, а он это может сделать замечательно, и спокойно управлять машиной в плотном потоке. В это время вы делаете из автомобиля офис, дом, да что угодно. Вы можете просто не терять это время, а жить.

В 2018 году этими системами будут комплектоваться ряд мировых автопроизводителей, их можно будет купить вместе с машиной. И это не только люксовые марки, это достаточно массовые автомобили. Мы просто сейчас не имеем права конкретно называть бренды, но я могу сказать, что первый заказ - это 30 тысяч автомобилей. В будущем - до 20 миллионов.

Все-таки. Когда полностью человечество перейдет на беспилотные автомобили?

Ольга Ускова: В 2025 году. А потом начнется выдавливание человека из транспортного потока за счет роботизированной техники. Мы думаем, что к 2030 году плотность беспилотных машин на дорогах будет на уровне 87%. Если вообще человека не запретят за рулем.

А что по поводу цены? Сможет ли массовый потребитель позволить себе такое авто?

Ольга Ускова: У нас стоит ограничение - вcе наше оборудование не должно поднимать стоимость машин больше чем на 15%. Думаю, дальше этот процент за счет конкуретности будет только уменьшаться. Беспилотные авто уж точно не будут стоить в разы дороже сегодняшних.

Российских водителей нельзя назвать самыми законопослушными. Как научить искусственный интеллект принимать верные решения в столь сложных условиях?

Ольга Ускова: Я вам скажу, что люди ужасно водят везде. За исключением, может быть, Германии. Это наша работа, поэтому в наших системах управления мы будем учитывать все возможные сценарии. Со временем люди будут привыкать к тому, что в потоке есть машина, которая будет всегда ехать по правилам. Я считаю, что это полезно. Постепенно все поймут, что беспилотник лучше не подрезать и т.д. Человек быстро ко всему привыкает.

Главная проблема на пути к беспилотному будущему.

Ольга Ускова: Законодательство, особенно у нас. Другие страны занялись проблемой уже пять лет назад. Мы начали трубить об этом вместе с КАМАЗом четыре года назад. Тогда нам не удалось ничего сделать. Надеемся, что сейчас, после выступления президента России Владимира Путина, все развернется в другую сторону. Мы в этом плане пока отстаем от ведущих государств. Нам надо скачками всех догонять и думать, как все организовать для российского потребителя. Это и страховые случаи, и юридическая ответственность, и суды, и ГИБДД.

В техническом плане нужно что-то менять? Для беспилотников нужны другие дороги?

Ольга Ускова: Нет, нужно вносить изменения в ПДД с учетом наличия робота на дороге. В первую очередь - это разбор мелких ДТП. Что делать, например, если столкнулись искусственный интеллект и человек?

А существуют ли моральные критерии оценки поведения беспилотника в таких ситуациях?

Ольга Ускова: Мы проводили такие исследования. Они нам были нужны для программирования сценариев поведения авторобота в критических ситуациях, когда кем-то из участников дорожной ситуации придется жертвовать. Общий итог опроса - минимизация жертв. Однако, когда в личных интервью респонденты понимали, что в числе таких жертв они могут оказаться сами, они меняли свои ответы. В любом случае, ответ на этот вопрос может быть дан в результате общественного обсуждения и принятия соответствующих законодательных актов.

Вы упомянули КАМАЗ. Как обстоят дела с беспилотным грузовиком, над которым вы вместе работаете?

Ольга Ускова: Все хорошо, скоро будет пилотная серия. До конца года будет выпущено 15 грузовиков с беспилотными функциями.

А когда появится полностью автономный грузовик?

Ольга Ускова: На улицу такой транспорт выехать пока не может - все утыкается в законодательство. То, о чем мы с вами говорили. Но продавать грузовики для закрытых территорий КАМАЗ, скорее всего, будет.

Какая автомобильная компания сейчас лидирует в плане беспилотных технологий? Tesla?

Ольга Ускова: Мы считаем, что Mercedes - они подошли к третьему уровню беспилотности. Tesla громче всех заявляет о себе, но на самом деле именно немцы на первом месте. Конкуренцию Mercedes должна составить Toyota.

Хочу отметить, что нужно различать рекламу и реальное состояние инженерных команд. Очень похоже, что Tesla - это рекламный проект Госдепа США. Они молодцы, выбрали яркого представителя (Илона Маска) и сделали лицом страны с точки зрения новейших технологий. Считаю, что это правильная политика.

Как раз по поводу Tesla есть вопрос. В этом году их автомобили часто попадают в ДТП. Есть и жертвы. При этом ответственность компания не несет. Как долго это будет продолжаться?

Ольга Ускова: Пока не будет юридического прецедента с серьезным наказанием. Не исключено, что сейчас Tesla находится под защитой.

В каких именно сегментах появится полностью автономный транспорт?

Ольга Ускова: Это сельское хозяйство. Там езда по закрытым территориям, поэтому юридические вопросы отпадают. В этом году комбайн Россельмаш под Ростовом собрал с помощью нашей системы компьютерного зрения более 50 гектаров урожая. У нас уже есть контракты на поставку беспилотников с Бразилией и Аргентиной, следующие на подходе - канадцы.

Как изменится мир вокруг после того, как все будут делать беспилотники?

Ольга Ускова: Изменится тип занятости. Человечество освободится от сиюминутных задач и начнет заниматься тем, что сейчас некогда решать. Вплоть до глобального потепления, колонизации других планет (если на Земле начнется глобальная катастрофа). Это будет другой уровень проблем.