21.09.2017 11:42
    Поделиться

    Уфимка изобрела инновационное фортепиано на основе девяти новых нот

    Уфимка предложила новый музыкальный звукоряд, который позволит выразить тончайшие нюансы
    Альбина Лищинская изобрела фортепиано. Нет, это не опечатка. Факт инновации подтверждает и патент №2624346, полученный в июле 2017 года.

    И алгеброй гармонию поверить

    Фортепиано действительно не совсем обычное, хотя выглядит стандартно. Однако стоит приглядеться и увидишь, что клавиатура у него особенная. При том же количестве клавиш, а их 88, распределение иное: если на традиционной клавиатуре 36 черных и 52 белых, то в "новой" - 38 черных и 50 белых. Отличаются и струны.

    Этот инструмент Альбина Лищинская назвала Фа-Ом. Так она соединила известную ноту, созвучную с именем родного города - Уфа, и сакральный звук Ом, так называемый звук вечности. Не для красоты и оригинальности, а чтобы обозначить новизну. Повторяющимся элементом в клавиатуре является последовательность 16-ти клавиш - девяти основных белых и семи дополнительных черных. А значит, и музыка на Фа-Ом рождается несколько не привычная для слуха.

    - Это только потому, что наш слух "заточен" на восприятие постоянно повторяющегося, но способен на большее. Ученые уже установили, что мы можем слышать и различать десятые доли тона, - утверждает Альбина. - Привычная нам музыка строится на основе 12-ступенного равномерно-темперированного музыкального ряда. На основе 16-ступенного будет рождаться новая музыка.

    В новом звукоряде, изобретенном, а точнее сказать, высчитанном Альбиной Лищинской, уже не семь привычных для нас нот, а девять и называются они иначе. Вот новые ноты - фа, бэ, вэ, гэ, дэй, ка, син, тез, ом, - образующие декаду, пришедшую на смену октаве. Почему декада? Потому что состоит из 10 основных нот, по аналогии с октавой, которая включает в себя восемь нот. Для лучшего понимания придется обратиться к физике. Каждому звуку, а значит, ноте, соответствует определенная частота в герц. Например, ля равняется 440 герц.

    Основой звукоряда Фа-Ом принята частота 369,997 герц, соответствующая фа-диез классического звукоряда. В новом варианте - это просто фа. Почему же декада начинается с нее, а не с какой-либо другой ноты?

    Альбина объясняет, что ученые, проанализировав реликтовое, то есть фоновое космическое излучение в звуковом диапазоне, выяснили, что этот звук соответствует частоте звука фа-диез.

    - Звуки распределены равномерно, поэтому звучание гармоничное, - говорит она. - Я предлагаю расширить палитру звучания, углубить диапазон благодаря тому, что мы берем больше звуков - не 12, а 16. Интервалы между соседними ступенями в звукоряде Фа-Ом стали уже, тоньше, чем полутона классического звукоряда. Для человечества это не ново - когда-то оно перешло от пентатоники, то есть от пяти звуков к семи. Теперь мы можем встать на новую ступень, которая откроет перспективы для творчества. Это как палитра для художника, где есть цвет краски и его фактурная глубина. Новый музыкальный строй позволяет создавать и применять новые музыкальные лады, что невозможно на основе традиционного.

    Для записи новых нот пришлось разработать и новый нотный стан, где не пять, а семь линеечек, чтобы поместились все 16 нот. А аналогами скрипичного и басового ключей стали особые знаки. Уфимцы поймут их без объяснений - название города по-башкирски пишется буквами, которые можно схематически изобразить как шляпки шурупов - не зря Уфу называют "три шурупа". Так вот аналогом скрипичного ключа является "шурупчик" со стрелочкой вверх, а басового - со стрелочкой вниз.

    Сонастроиться со Вселенной

    Примечательно, что Альбина Лищинская создала новый звукоряд, не будучи профессиональным музыкантом. У нее в активе - музыкальная школа по классу фортепиано, а также авиационный институт по специальности "информационные системы". Но жизнь сложилась так, что вся трудовая деятельность связана с финансами - она главный бухгалтер коммерческой организации.

    Тем не менее, сугубо прагматическая специальность не стала ограничителем для духовного развития, исканий. Они привели Альбину к философии синтеза, основанной на идеях русского космизма, у истоков которого стояли К. Циолковский, П. Флоренский, Н. Федоров, В. Соловьев. В ней человек рассматривается как часть не только природы и планеты Земля, но и Вселенной, метагалактики. Все новое сейчас и рождается как результат синтеза. И в случае с Альбиной совершенно очевидно, что к созданию нового музыкального звукоряда привели вся предшествующая жизнь, знания, навыки и опыт. Кстати, идея пришла во сне. Альбину это не удивляет.

    - Несколько лет назад я стала слышать музыку во сне. Поначалу она исчезала, стоило мне проснуться, но затем я ее научилась фиксировать, начала напевать, записывать на диктофон. Хорошо, что сейчас в этом помогают цифровые технологии. Затем начала изучать композицию, записывала музыку в нотном редакторе. Благо, судьба свела с преподавателем института искусств Азаматом Хасаншиным. Когда темы и образы накопились, они понемногу оформлялись в небольшие музыкальные сочинения, за которые мне не стыдно, - рассказывает Альбина. - Три года назад во сне я увидела новый образ: в нашей нотной системе должно быть не семь, а девять основных нот. Проснулась и думаю: если девять основных, то сколько будет всего клавиш - белых и черных? Оказалось, что 16 - девять белых и семь черных. Но это, конечно, в пианино, в струнных инструментах такого нет, там проще. Скрипач может ставить пальцы на струнах таким образом, чтобы получить новый звук.

    Идею - в массы

    Так как пианино для Альбины - родной инструмент, его она и выбрала для преобразований, ведь для того, чтобы играть, используя новый звукоряд, необходимо создать что-то новое. Это могли сделать только изготовители пианино. Но выяснилось, что в стране не осталось ни одной фабрики по их производству! Наконец поиски привели в Апрелевку, где работает реставрационный центр, в который свозят на восстановление инструменты со всей страны.

    Руководитель центра Вячеслав Евгеньевич Андреев проникся идеей Альбины Лищинской, а для ее воплощения нашелся и мастер Иван Иванович Бирюков. Он почти год трудился над новым фортепиано, вытачивал каждую клавишу, менял струнную одежду и даже делал новые струны. Получившийся в результате инструмент - первый и пока единственный образец нового фортепиано Фа-Ом. Сейчас Альбина сочиняет на нем музыку.

    Она не опасается, что ее новацию не поймут и не примут. Придет время и для этого.

    - Была идея, есть опытный образец, получен патент, теперь наступает этап внедрения. Новое надо интегрировать в то, что есть. Мы ничего не отвергаем и не ломаем. Для тех, кто любит эксперименты, здесь полное раздолье, - философски замечает Альбина Лищинская.

    И в самом деле, если идти дальше, то нужно производить новые инструменты - механические и электронные, у которых идеальное звучание, так как выстроить новый звукоряд можно при помощи компьютерной программы. Затем наступит время подготовки кадров - как преподавателей, так и студентов, то есть интеграции в образование. Для этого подойдут частные школы, но есть и другой вариант - самообразование с помощью интернета. В итоге человек сможет развиваться в новом направлении, когда душа работает, а гармония рождается.

    P.S.

    - Музыка призвана выразить внутреннюю жизнь человека, весь спектр его чувств: и позитивных, и негативных. Мы сонастраиваемся с метагалактикой, и душевность наша становится более утонченной. Не зря же о творческих личностях говорят, что они тонко чувствуют. С новыми возможностями появятся новые произведения музыки. Самые вероятные области, где они могут быть востребованы, - это кино и театр, - говорит изобретатель.

    Поделиться