Историческое поражение социал-демократов и небывалый успех "Альтернативы для Германии". Таковы, по первым прогнозам, результаты выборов в бундестаг. По первым официальным подсчетам, блок Меркель (ХДС/ХСС) набрал 33,3 процента - на этот раз закончив избирательную гонку с ощутимыми потерями по сравнению с последними опросами и с предыдущими выборами. Вопреки прогнозам, самым плохим результатом за всю историю (20,8 процента) должна была довольствоваться СДПГ. Лидер партии Мартин Шульц объявил о решении уйти в оппозицию, что означает конец большой правительственной коалиции.
Громадным успехом можно назвать эти выборы в бундестаг для партии "Альтернатива для Германии" - 13,2 процента. Благодаря такому результату эта партия стала третьей по значению политической силой в парламенте ФРГ. Свободные демократы (СвДП) получили 10,1 процента голосов, что после пропущенного избирательного периода в бундестаге может считаться довольно представительным результатом. Тем не менее, для правительственной коалиции с блоком Меркель этого недостаточно.
"Союз 90-х/Зеленые" набрал 9,2% голосов, а Левая партия - лишь 8,9 процента. При этом "зеленые" все же получили на один процент больше голосов, чем ожидалось, между тем как "левые" потеряли также примерно один процент по сравнению с прогнозами.
Канцлер и глава блока ХДС/ХСС Ангела Меркель пришла на свой избирательный участок участке в центре Берлина, как всегда, после обеда. Напротив, ее главный соперник Мартин Шульц (СДПГ) отдал свой голос в родном городе Вирзелин уже в 10 часов утра.
В германской столице в этот осенний день было пасмурно и моросил дождик. Заботливый муж на пути в избирательный участок от квартиры в университетском квартале держал зонт над своей знаменитой супругой. Ангела Меркель коротко улыбнулась для 80 камер, а затем положила свой бюллетень в избирательную урну - в противовес Мартину Шульцу, который полминуты стоял перед фотографами, пока они не запечатлели его исторический шаг. Видимо, Шульцу хотелось навсегда запомнить, как он в первый и последний раз выступал в роли кандидата в канцлеры ФРГ.
Знаменитый немецкий актер Тиль Швайгер признался газете Rheinische Post, что ранее выбирал ХДС, СДПГ и "зеленых", но всегда решался лишь незадолго до входа в кабину. Как ни странно, многие избиратели на этот раз также принимали свое решение в последнюю минуту. Выборы в бундестаг в этом году были самыми дорогими и стоили 92 миллионов евро. По всей ФРГ в их организации принимало участие 650 тысяч помощников. В различных землях они получали от 25 до 100 евро так называемых "денег на питание".
Участки 290 избирательных округов были открыты по всей стране с 8 часов до 18 часов местного времени. В германской столице из-за знаменитого берлинского марафона полиция призвала граждан "идти отдавать свои голоса пешком или ехать на велосипедах". Однако, по опросам института Insa для газеты Bild, каждый третий избиратель ФРГ и так проголосовал по почте. Это было самое крупное "письменное голосование" с начала проведения выборов в послевоенной Германии в 1949 году. Кстати, свой бюллетень отправил в конверте и лидер Свободно-демократической партии Кристиан Линднер.
Незадолго перед выборами Меркель призналась, что она хотела бы стать балериной или фигуристкой. Мартин Шульц мечтал о карьере профессионального футболиста. Оба ведущих кандидата в канцлеры рассказали в интервью газете Bild, что не хотят раскрывать тайну, молятся ли они перед выборами или нет, поскольку это "интимное дело каждого". Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер для порядка постоял в очереди избирателей на своем участке в Берлине. Все три лидера пришли на выборы вместе со своей "второй половиной".
В бундестаге должно быть заполнено минимум 598 кресел. Первым голосом граждане могли выбирать прямого кандидата, которые представляет их избирательный округ. Второй голос немцы отдали за так называемый "список депутатов" их федеральной земли. Именно эта "галочка" в избирательном бюллетене наиболее важна для партии, которая пройдет в бундестаг, и поэтому для определения будущего канцлера. За счет балансировки мандатов прямых кандидатов от различных партий в бундестаге может образоваться необходимость повышения количества кресел. В самом многочисленном бундестаге было 672 депутата.
На нынешних выборах присутствовало около 60 наблюдателя ОБСЕ из 25 стран, в том числе России, Казахстана и Грузии, и четыре эксперта БДИПЧ. Это также самая большая делегация наблюдателей с начала проведения выборов в бундестаг. По словам председателя комиссии Георгия Церетели из Грузии, наблюдатели посетили различные избирательные участки, поговорили с помощниками на выборах и понаблюдали за передачей бюллетеней. "Мы - не избирательная полиция", - заявил Церетели.
Как предполагается, наибольшей интригой станет состав правительства. Результаты коалиционных переговоров будут известны через две недели после голосования. В том, что канцлером останется лидер ведущего партийного блока Ангела Меркель, никто давно уже не сомневался.
Выборы в парламент Германии большинство аналитиков назвали главным политическим событием года в Европе. В отличие от фурора, который произвела в США победа Дональда Трампа, сенсационного голосования по "брекзиту" в Великобритании или президентских выборов во Франции, ознаменовавшихся полным фиаско социалистов и выходом во второй тур почти незнакомого Европе Эмманюэля Макрона и лидера "Национального фронта" Марин Ле Пен, результаты немецкого волеизъявления как саму Германию, Старый Свет, по большому счету, так и не "потрясли".
По их итогам 63-летняя канцлер ФРГ Ангела Меркель, как бы ни предсказывали ее поражение и уход с политической сцены еще весной, несмотря на заверения критиков, продолжит свое 12-летнее правление. И пойдет на четвертый срок, как и ее наставник Гельмут Коль. Более 80 процентов немцев высказывают удовлетворение нынешней, по их представлению, "стабильной, в отличие от других стран, жизнью" и, как следствие, не хотят каких-либо потрясений и перемен.
А стабильность и порядок в XXI веке они ассоциируют именно с Меркель. Как показало время, ее позиции практически не пошатнулись, несмотря на тот сильный "тремор", который потряс немецкое общество после наплыва в Германию "гостей с Востока" всех мастей.
Самым, наверное, большим "шоком" для немецкого избирателя и ряда партнеров Берлина на Западе станет прохождение в бундестаг "Альтернативы для Германии" (АдГ), которая набрала много очков, играя на антимиграционных настроениях немцев. АдГ, имеющая шанс получить около 11 процентов голосов и спорящая с рядом объединений за третье место по итогам выборов, станет первой националистической партией, которая войдет в парламент Германии после Второй мировой войны. Западные партнеры Берлина, особенно в США, Израиле и арабских странах, откровенно в шоке от риторики и ряда лозунгов АдГ. Например, от плакатов "Германия для немцев", "Бурки? Нам нравятся бикини!", появлявшихся на предвыборных митингах партийцев. Или от заявлений лидеров партии о том, что "Германии пора прекратить высекать себя за нацистское прошлое". Наконец, отдельные политики внутри ФРГ недоумевают от того, что АдГ не поддерживает антироссийские санкции и даже словом не "осудила аннексию Крыма".
В случае если этой партии удастся привлечь на участки большинство своих сторонников, в ее успехе в борьбе за третье место на выборах сомневаться не приходится. На ее стороне симпатии избирателей Восточной Германии, где безработица и возмущение политической элитой намного выше, чем в западной части страны. Опасения ряда экспертов в том, что АдГ может еще более радикализироваться, беспочвенны: в Германии любые проявления экстремизма и национализма находятся под жестким контролем. И вряд ли АдГ позволят нарушить послевоенные устои немецкого общества. С ней конкурирует Левая партия, известная своим самым толерантным в Германии отношением к беженцам. Она может получить примерно такое же количество голосов. Следом в соцопросах идут либералы из Свободно-демократической партии (СвДП) и "Зелёные", которые могут рассчитывать на получение по 8 процентов голосов избирателей.
Ход предвыборной кампании в Германии показал, что соперникам канцлера Меркель в целом так и не удалось сделать иммиграционный вопрос главной "проблемой" выборов. Меркель выдержала напор критиков и при этом не поступилась своими принципами. Новогодние нападения 2015 года в Кельне привели к резкому падению в ее рейтинге популярности, но эти инциденты также послужили катализатором реформ и подтолкнули немецкие власти к пересмотру миграционной политики. Парламент Германии принял пакет законопроектов, облегчающих жертвам сексуальных преступлений подачу жалоб в органы правопорядка, принуждающих к немедленной депортации иностранцев, преступивших закон, и ужесточающих стандарты в части предоставления убежища. В итоге Ангела Меркель получила свое. С тем своим упорством и той самой приверженностью к "порядку", к которому с детства приучен и чему верен каждый немец. Порядок, как известно, великая вещь: он бьет класс.
Впрочем, канцлеру с ее политической хваткой и упорством вовсе не стоит обольщаться тем, что она разрешила "миграционный кризис" и по-прежнему будет "уверенно держать бразды" управления страной. Перед Ангелой Меркель стоит огромная масса проблем как внутри ФРГ, так и за ее пределами. Все более растущее разочарование политикой властей в той части Германии, что раньше называлась ГДР. Все более углубляющиеся противоречия между "вэсси" (западными) и "осси" (восточными) немцами. Немецкие бизнесмены предупреждают Меркель о том, что следующее правительство ФРГ должно осуществить политику, благоприятную для роста ВВП. Германия традиционно считается двигателем роста в Европе, однако ее экономика в последнее время сталкивается с зависимостью от экспорта и отсутствием внутренних инвестиций.
Сплошные "мины замедленного действия" поджидают ее на внешнеполитическом фронте. Занимаясь проблемами внутри страны, Меркель, многолетний лидер Евросоюза, подрастеряла свое влияние в европейском объединении. То, как жестко и даже немного цинично Меркель вела себя в отношении Афин в вопросе разрешения греческого экономического кризиса, явно не прибавило ей симпатий у властей и жителей бедных стран юга и востока Европы. Настоящей головной болью является будущее отношений Турции и ФРГ, с учетом того, что Анкара и Берлин скатились до откровенных оскорблений в адрес друг друга. А по другую сторону Атлантики "с хитрым прищуром" за исходом выборов наблюдает Дональд Трамп, который уже давал понять, что склонен больше слушать Макрона, чем работать с Меркель. Без сомнения, четвертый и, скорее всего, последний срок Меркель в качестве канцлера станет ее главным вызовом.
Александр Рар, директор Германо-российского форума:
- Я думаю, что Ангеле Меркель предстоят очень сложные переговоры по созданию коалиционного правительства. Они могут затянуться на полтора месяца, а то и дольше. Меркель будет пытаться договориться со всеми возможными партнерами, начиная с социал-демократов, которые и на сегодняшний день являются партнерами ХДС по правительственной коалиции. Однако для них сохранять статус-кво равносильно самоубийству. Меркель намного сильнее их, и, будучи младшим партнером, они не могут проявить себя в этом правительстве. Социал-демократы видят, что в этой ситуации они из года в год теряют поддержку избирателей. Если прогнозы подтвердятся и результаты выборов у их партии будут хуже, чем у ХДС, они ни в коем случае не захотят оставаться в коалиции. Решение будет приниматься путем опроса всех членов Социал-демократической партии, и даже если верхушка захочет остаться у власти и иметь свои министерские портфели, вряд ли рядовые партийцы - ее основа - пойдут на это. Альтернативный вариант может быть только один - так называемая "Ямайка-коалиция". Название объясняется просто: государственный флаг этого островного государства состоит из трех цветов, символизирующих три партии в ФРГ: черный - ХДС, желтый - СвДП, зеленый - "зеленые".
Но две последние партии имеют диаметрально противоположные программы, и невозможно себе представить, как объединить их в одной коалиции. В любом случае кто-то же должен создать правительство! Христианские демократы не смогут сделать это самостоятельно, поэтому в ход пойдет и выкручивание рук, и поиск компромисса. Партии будут пытаться сохранить свои позиции там, где это возможно. И отступить там, где нет другого выхода. Это будет очень болезненный процесс, поэтому дееспособный кабинет министров мы, по мнению многих экспертов, получим не раньше ноября. На сегодня федеральным канцлером ФРГ может быть только Ангела Меркель. Никаких других вариантов нет. По всем важнейшим вопросам глава социал-демократов Мартин Шульц вторит Меркель, и многие немцы говорят: "Зачем мы будем голосовать за копию, если можно сразу выбрать оригинал?" К тому же в кампании Шульца прослеживалась такая тактика: делать все, чтобы СДПГ осталась коалиционным партнером ХДС, и получить портфель министра иностранных дел. Он понимает, что канцлером он не станет, а внешняя политика его бы устроила, тем более что глава МИД в Германии - традиционно наиболее популярный министр, поскольку он занимается мягкими темами и выступает на международной арене. Но думаю, что люди раскусили эту тактику и не поддержали ее. Мощная поддержка населения может развязать руки Ангеле Меркель в вопросе снятия санкций. Большая часть немцев заинтересована в их отмене, но до сих пор поляки, прибалты и шведы ее останавливали. И многое тут зависит от партнера по коалиции. Если правительство будет сформировано при участии социал-демократов, отношения с Россией будут скорее улучшаться. А если к власти придет коалиция с "зелеными" и их представитель станет главой внешнеполитического ведомства, то отношения только ухудшатся.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Подготовила Ариадна Рокоссовская