В Большом театре показали историю заблудившихся в оркестре животных

Ради детворы зрительный зал превратился в мультимедийную площадку, а "Вариации и фуга на тему Перселла" знаменитого английского композитора Бенджамина Бриттена, - в "Путеводитель по оркестру".

Большой театр в 2013 уже обращался к этой партитуре. Тогда вслед за "Путеводителем" давали одноактную оперу Мориса Равеля "Дитя и волшебство". Сегодня он соединен с музыкой другого француза - Камиля Сен-Санса и его "Большой зоологической фантазией".

Постановщиком выступил молодой режиссер Алексей Франдетти. Театральное пространство создал сценограф и художник по костюмам Тимофей Рябушинский в тандеме с видеохудожниками - Яном Калнберзиным и Евгением Афониным и художником по свету Айваром Салиховым. За ключевую, музыкальную ткань спектакля отвечал дирижер Антон Гришанин.

Алексей Франдетти попробовал силы и в качестве либреттиста спектакля. Написал новую мини-пьесу, отталкиваясь и от комментариев, изначально принадлежавших драматургу и либреттисту Монтегю Слейтеру, и от текста Эрика Крозье, в пользу которого сделал окончательный выбор Бриттен для своего "Путеводителя", а к "Карнавалу" Сен-Санса Франдетти придумал абсолютно авторские реплики. А единую сюжетную конструкцию спектакля он создал, введя двух главных героев - Папу и Дочку по имени Аня. Родитель и рассказывает две музыкальные сказки на ночь дочери и публике. Сначала об устройстве настоящего симфонического оркестра, потом о животных, что "заблудились" в этом самом оркестре.

Девочка в исполнении очаровательной Лизы Бугуловой (первый успех к ней пришел на телепроекте "Синяя птица") с первых же минут становится любимицей зала. А вот Папа (актер Московского драматического театра имени Пушкина Александр Арсентьев), почему-то появившийся в спальне дочки в костюме "тройка", более был похож на ментора, нежели на любящего отца. И с микрофонной гарнитурой, в отличие от юной коллеги, он так толком и не совладал, отчего едва ли не половину текста у него было трудно разобрать.

Слушая "энциклопедию музыкально-зоологической пародии", полную юмора, иронии и сарказма, дети и родители хохотали от души

Да и оркестр в "Путеводителе" звучал громко, но совсем не всегда стройно и точно, позволяя себе фальшивые соло. Тем временем на киноэкране мелькали изображения музыкальных инструментов и цветных абстракций, увы, мало что добавляющих. Дети откровенно скучали, некоторые успели поспать, невзирая даже на tutti.

После антракта наличие режиссерской воли в происходящем стало ощущаться больше. И обещанное постановочной командой "интерактивное действо для двух актеров, дирижера, оркестра и компьютерных технологий!", наконец, было реализовано при помощи модного приложения для рисования и виртуозной работы видеооператоров.

Почти все четырнадцать пьес сюиты, что представляют небольшую "энциклопедию музыкально-зоологической пародии", полную юмора, иронии и даже сарказма, дети и их родители хохотали от души. Иногда полностью заглушая оркестр.

Ну, как удержаться от смеха, когда на лице дирижера под маршевые аккорды возникает маска "Льва", пусть и виртуальная, а в стремительных октавах рояля и хроматических пассажах виолончели и контрабаса слышатся раскаты львиного рыка. Или "Черепахи" (Папа и Дочка) исполняют "медленный канкан", а по залу "Птички" летают и "Слон" с "Ослом" (их пародируют два фортепиано, контрабас и скрипки) бродят. И все эти "чудеса" транслируются на экран. Поэтому, когда вдруг на пару минут без движения застывает картинка "Кенгуру" из-за компьютерного сбоя, замер и зал в испуге, что представление будет испорчено.

После маленькой заминки спектакль благополучно достиг кульминации: "Лебедь" - единственный серьезный, элегический номер в этой комической сюите. Именно на эту музыку Михаил Фокин сочинил бессмертный шедевр для Анны Павловой "Умирающий Лебедь". Детвора слушает и смотрит с восторгом, хотя жаль, что в этот момент ей показывают "мультик", а не роскошную хореографическую миниатюру. Впрочем, ребятня точно счастлива своим, быть может, первым в жизни походом в театр.