В Московской консерватории состоится уже и концерт-посвящение Александру Мосолову - репрессированному в 1930-х композитору-авангардисту, который одним из первых начал использовать в симфонической музыке урбанистическую образность, шумы, технократические звуки...
На сцену Большого зала Консерватории выйдут сразу и Симфонический оркестр радио "Орфей" под управлением Сергея Кондрашева, и Государственный академический Московский областной хор имени Кожевникова, и Академический хор русской песни радио "Орфей", которые исполнят произведения Александра Мосолова. Некоторые - впервые, в том числе и его симфоническую поэму. В начале вечера покажут и документальный фильм "Казус Мосолова"...
Генеральный директор - художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра и радио "Орфей" Ирина Герасимова рассказала "РГ" о том, сколько еще замечательных композиторов оказались забыты в русской музыкальной культуре.
Отчего все-таки теряются талантливые оперы, пьесы, романсы? Из-за небрежности наследников композиторов? Или же беда в том, что те сами не удосужились их вовремя записать?
Ирина Герасимова: Да, наверное, все вместе. Музыкальное произведение живет немного по другим законам: ноты есть, все об этом вроде бы знают...Но музыка должна зазвучать в концертном исполнении либо в виде аудио- или видеозаписи, чтобы ее узнали и полюбили слушатели! Если по какой-то причине это не удается - готов "забытый" шедевр... И таких вот исторических несправедливостей, увы, много. "Орфей" пытается ее исправить и вернуть миру замечательные музыкальные произведения.
Быть одновременно и музыковедами, и немного детективами, искать редкие партитуры на аукционах - это трудно, интересно или, что греха таить, порой, зная цены, еще и дорого?
Ирина Герасимова: Самое сложное - добывать песчинки информации, чтобы вернуть в культурную и информационную среду все, что было утеряно и забыто в музыкальной культуре... Большинство сокровищ мы находим в нотных библиотеках и архивах. Есть, конечно, и другие источники - музеи. И, конечно, родственники композиторов. Встречаемся с ними, рассказываем о нашем цикле и убеждаем разрешить залезть в их семейные архивы. И хорошо,что нам помогают Музей им Глинки, его директор и наш большой друг Михаил Брызгалов, и много людей, которые, как и мы, увлечены этим проектом.
Почему вы решили открыть сезон именно концертом-посвящением Александру Мосолову и фильмом "Казус Мосолова"?
Ирина Герасимова: Казус Мосолова в том, что, являясь в начале своей карьеры дерзким музыкальным авангардистом, низвергая и разрушая привычные формы, гармонии и мелодии, в конце своей жизни он стал писать абсолютно другую музыку. Было ли это результатом перемен в его судьбе? Ведь Мосолов, как и многие его сверстники, был репрессирован, и только заступничество профессора Мясковского спасло его от "10 лет без права переписки"... Но год в Волголаге так успел повлиять на композитора, что в ответ на приветствия он уже обычно отвечал: "Вот он я, покойный Мосолов!.." Была ли смена музыкального языка Мосолова следствием лагерных эмоциональных потрясений или эпоха для него зазвучала по-другому? Мы этого уже никогда не узнаем. В этом казус и загадка композитора Александра Мосолова.
Какого композитора надеетесь "вернуть" нам следующим?
Ирина Герасимова: Сейчас мы уже заканчиваем аудиозаписи к следующей части нашего проекта. Она будет посвящена Леониду Алексеевичу Половинкину.