Традиция открывать новый концертный сезон в Большом зале Петербургской филармонии музыкой Дмитрия Шостаковича заведена с 2011 года. С тех пор она стала ритуалом, подтверждающим статус белоколонного филармонического зала как "храма искусства". К аналогичным событиям можно отнести и концерты пианиста Григория Соколова в апреле.
Музыке Шостаковича, по выражению Темирканова, "Пимена ХХ века", были посвящены оба отделения концерта. Идея представить вместе Первую симфонию, впервые исполненную 91 год назад в этом же зале под управлением самого Николая Малько как дипломную работу 19-летнего Шостаковича, и Первый скрипичный концерт, написанный уже в период второй травли композитора, дала уникальный шанс услышать эволюцию мастера. В одном случае - это полный дерзкого задора и больших надежд начинающий композитор, наследник сказочного симфонизма Лядова и Римского-Корсакова, видящий возможность расколдовать чары злого карлика силами искусства, чтобы вернуть Царевне Лебеди ее свободу и любовь. Недаром он вписал в партитуру симфонии и партию такого "богатыря", как фортепиано, - своего альтер эго. Оркестр не жалел ярких красок, радуя бойкой темповой драматургией, покоряя искусством тембровой и динамической балансировки, чутким взаимопониманием ансамблевых групп. В другом случае - скрипичном концерте, созданном спустя двадцать лет и впервые исполненном здесь Давидом Ойстрахом под управлением Евгения Мравинского, - была явлена высокая симфоническая философия ХХ века, философия трагедии с ее монологами о судьбе истины и личности в мире улюлюкающей толпы. 42-летний ученик Бориса Кушнира скрипач Юлиан Рахлин, чьей способности проникать в смысл музыки изумлялся маэстро Темирканов, нашел в своем очень стройном, насыщенном звуке тот нерв, который установил прямую связь с композиторской мыслью: устами его скрипки говорил сам Шостакович. Свои же амбиции виртуозного солиста Юлиан выплеснул в сонате Эжена Изаи для скрипки соло, которую исполнил на бис.
Петербургская филармония старается держать свою марку, приглашая исполнителей, способных поддерживать международный интерес и просвещать российского слушателя. В этом сезоне ждут приезда оркестра Баварского радио под управлением петербуржца Мариса Янсонса, выдающегося британского тенора-интеллектуала Йэна Бостриджа, звезд Зальцбургского фестиваля - тенора Франческо Мели и дирижера Теодора Курентзиса, пианистов Евгения Кисина и Елизавету Леонскую и многих других. Молодому музыканту-барочнику Максиму Емельянычеву доверят выступление с оркестром Александра Дмитриева, британский скрипач Дэниэл Хоуп привезет музыку Вивальди и Макса Рихтера, а знаменитый немецкий ансамбль Concerto Koln выступит с румынским контратенором Валером Барна-Сабадусом в программе, посвященной Фаринелли.