В этом году на суд международного жюри свои работы представили сразу четыре Театра теней - из Тегерана, Шанхая, Еревана, а также Софии.
Труппа софийского театра состоит из слепых актеров. Режиссер Велимир Велев признался "РГ", что десть лет назад взялся за это дело по глупости, на спор с другом, а потом "завяз".
"Я был легкомысленным, - делится Велимир, - это меня и спасло. Я был наивно уверен, что смогу выиграть пари, но столкнулся с массой проблем. Мои маленькие актеры выручили: они отлично чувствуют пространство, тепло, движение воздуха, едва уловимые запахи. Слышат то, чего не слышим мы. Имеют потрясающую интуицию, очень талантливы. Так появился наш Невиданный театр".
В спектакле "Тень моей души" слепые актеры рисуют живописные картины, которые проецируются на большой экран. На фоне заката, шторма, цветущей долины возникают утонченные лучами света образы влюбленных. Они встречаются и прощаются. Руки переплетаются, преображаясь в тени летящих птиц и удивительных животных.
Актеры - повзрослевшие дети - признаются, что уже не мыслят себя без театра и своего наставника. "Это жизнь, наполненная смыслом. А овации подтверждают, что наше искусство востребовано и находит горячий отклик в сердцах зрителей", - признается актер Панчо Караманский.
Стоит добавить, что по подмосткам омского театра "Арлекин" Велимир Велев перемещался на костылях: незадолго перед поездкой на фестиваль в темноте неудачно упал со сцены.
Единственный в своем роде Невиданный театр не имеет в Болгарии собственного адреса и вынужден скитаться, арендуя залы. Похожие проблемы существуют и у других участников форума. "То, что в России есть отдельные театры кукол, поражает! У меня перед спектаклем случилась поломка, пришел техник и тут же все починил! - восклицает артист и режиссер бразильского театра O que de que Родриго Андраде. - Лично мне приходится репетировать и выступать где придется, в лучшем случае в библиотеках". Для Родриго важно, чтобы во время спектакля по "Острову сокровищ" Стивенскона не было ни малейших сбоев: в течение часа он один управляеться сразу с десятком кукол и оравой матросов. И зрители, половина из которых давно вышла из детского возраста, кричат "браво!".
Более половины спектаклей фестиваля - для взрослой аудитории, но театр кукол только последнее столетие считается детским. Он стремительно взрослеет, потому что "дает широчайшие возможности для экспериментов", - поясняет глава жюри профессор Варшавской театральной академии Марек Вашкель.