27.09.2017 15:26
    Поделиться

    Режиссер фильма "Сделано в Америке" Даг Лайман рассказал о съемках

    "Сделано в Америке" (American Made - не путать с комедией 1993 года Made in America) - новая картина режиссера Дага Лаймана ("Идентификация Борна", "Мистер и Миссис Смит", "Игра без правил") с Томом Крузом в главной роли. Она основана на реальной истории Барри Сила, завербованного ЦРУ пилота, который затем связался с наркокартелем Пабло Эскобара. Отмечается, что в фильме факты переплетены с вымыслом. В американский прокат фильм вышел в августе, а российская премьера состоится 12 октября (при этом уже сегодня его можно будет посмотреть на AmFest). В подробном интервью (эксклюзив "Кинократии") он рассказал о работе над фильмом.

    В фильме вы много экспериментируете над форматом и стилем. Это то, что вам было интересно при работе именно над этой картиной?

    Даг Лайман: Да, время действия фильма - восьмидесятые - то есть совершенно другой мир. Мой оператор Сесар Чарлоне и я специально обсуждали акцентирование на этом. Дистанцирование сделает просмотр более захватывающим, увеличив эффект приключения. "Сделано в Америке" - о временах, когда пилоты все еще жили "американской мечтой" Дикого Запада. Только не на лошадях, а на самолетах. Они сохраняли такую свободу, какой больше нигде уже нельзя было встретить. На земле вся страна уже была приручена, и лишь небо оставалось в восьмидесятых свободным. Мы ностальгируем по этим последним дням Американского Запада. Поэтому я хотел, чтобы стиль, то, как картина выглядит, говорило: это не сегодняшняя Америка.

    Такое вообще могло бы случиться сегодня?

    Даг Лайман: Никоим образом. Я - пилот. И могу сказать, что позволить себе летать, как Барри Сил и остальные пилоты, работавшие на ЦРУ, сегодня невозможно. GPS, радары и современные технологии сделали это невозможным. С сегодняшним круглосуточным потоком новостей возмутительные средства, какими пользовалось ЦРУ в войне Советским Союзом, было бы невозможно использовать.

    Это продолжалось в течение пяти лет, прежде чем всплыть на поверхность, и понадобилось крушение в Никарагуа нагруженного оружием самолета для того, чтобы все это вскрылось. И даже тогда могло остаться тайной, если бы не отказ одного из пилотов, нанятого ЦРУ как "сбрасыватель" (kicker; его работой была выгрузка оружия из хвоста самолета), разбиться вместе с самолетом. Он выпрыгнул с парашютом, приземлился и выжил. Никарагуанцы поймали его - и тогда все и раскрылось. И пролился свет на специфику людей, с которыми имело дела ЦРУ.

    Больше всего в этой истории меня заинтересовали странные отношения между людьми, работающими на ЦРУ, завербованными в университетах Лиги Плюща, отличниками, и людьми, с которыми им потом приходилось работать. В их задачи входило сотрудничество с очень разными слоями населения, с людьми, которые скорее спасут себя и свалят руководство, чем разобьются с самолетом.

    Барри с определенной точки зрения - чрезвычайно неприятный тип. Почему вы и Том (Круз) решили снять о нем фильм?

    Даг Лайман: Мне никогда не приходило в голову показать Барри каким-либо образом, кроме как в положительном свете, как в моем фильме. Но если вы посмотрите мои картины, увидите, что в них обычно герои - те, кто были бы злодеями у других режиссеров. Джейсон Борн должен быть злодеем: он - кровавый киллер, опустившийся, с амнезией. В любом другом фильме он был бы тем, кого нужно остановить. Даже "Тусовщиков" мои друзья, прочитавшие сценарий, уговаривали не снимать, потому что возненавидели персонажа Винса Вона, утверждая, что он им - враг. А я сказал: "Я люблю этого парня!" А они: "Как? Он такое говорит о женщинах… В фильме его должны ненавидеть". А в "Экстази" вообще нет никого, кто поступает правильно. Никого, кого можно было бы назвать хорошим парнем. В "Мистере и миссис Смит" я взял то, что делал в "Идентификации Борна", и помножил на два! В итоге - два киллера. И в этом фильме Брэд (Питт) и Энджи (Анджелина Джоли) обсуждают это, выясняя друг у друга, смущает их убийство людей или нет!

    Так что я все время возился с персонажами вроде Барри Сила, теми самыми отрицательными чертами оппортуниста, не думающего о последствиях нарушителя правил. Том и я часто говорили о том, что философия Барри была такой: если ты идешь по улице и видишь валяющуюся на земле стодолларовую бумажку, преступлением будет ее не поднять. И его поместили в ситуацию, где у него есть все возможности, не воспользоваться которыми - преступление.

    Что вы почерпнули из бесед с теми, кто знал настоящего Барри Сила?

    Даг Лайман: Люди любили Барри. Это не тот случай, когда киноделы взяли и воспели того, кого на самом деле никто не любил. Люди обожали Барри Сила. Когда мы снимали в Колумбии, в Южной Америке, мы пользовались услугами местных пилотов, и все они так или иначе работали с Пабло Эскобаром, многие были знакомы с Барри Силом. И у одного из них - он любил Барри - мы спросили, как он с ним познакомился. Он ответил, что Барри Сил у него угнал самолет! Он продавал его, а Барри приехал в Колумбию посмотреть и спросил, может ли он совершить тестовый полет. И просто взял и улетел!

    Дебби, жена Барри, больше не выходила замуж. Эти отношения Барри и его жены привели нас с Томом в особый восторг. У нас есть снимок, которым Дебби Сил поделилась с продюсерами, сделанный во время посещения ею тюрьмы в Центральной Америке. Женщина, вышедшая за пилота, - и вот, пожалуйста, она навещает его в тюрьме! На фото она мачете разрезает праздничный торт ко дню рождения в этой самой тюрьме. Увидев это, мы сказали: "Нам нравится эта героиня. Мы ее любим". Это был самый проблемный кастинг, который мне когда-либо приходилось проводить, со времен кастинга на роль миссис Смит. Ведь нам нужен был кто-то одновременно сильный и не слишком ученый. Но обычно прямодушные персонажи слабы. Нам же нужен был кто-то не слишком ученый, но при этом чертовски сильный. И Сара Райт Олсен просто вписалась в этот образ. Никакого плана "B" не было. Мы проводили пробы, мы рассматривали все варианты с людьми, приходящими на ум, когда думаешь о паре для Тома Круза на съемочной площадке, а потом нам пришлось расширить поиски. Сара пришла и сразила нас своим говорком, сдобренным ругательствами.

    Вы собирали членов съемочной группы в "тренировочный лагерь", чтобы они работали над сценами следующего дня. Помогает ли это поддерживать увлеченность работой над фильмом?

    Даг Лайман: Том и я ловили это чувство, вызванное фотографией Дебби в тюрьме. Мы смотрели на картинку и думали об этой женщине, вышедшей замуж за капитана авиакомпании TWA, а в результате вынужденной навещать его в тюрьме в Центральной Америке; это вызывало особое ощущение. И мы постоянно переписывали сценарий, чтобы его уловить. Это - задача Тома и моя тоже, и благодаря нашим совместным стараниям, эффект усиливается, особенно когда я, Том и сценарист (Гэри Спинелли - прим. "РГ-Кинократия") живем в одном доме.

    Весь съемочный процесс стал "тренировочным лагерем". Мы жили и дышали им. Мы старались ухватить эти чувства и тональность отношений, важных для нас. Это как рисовать очень тонкой кистью. Широкие мазки для такого фильма не подойдут. Здесь важны детали. Даже уменьшение числа ругательств со стороны Люси Сил, потому что в какой-то момент пересекается черта, и героиня уже не вызывает никакой симпатии. Есть определенная граница: когда ее достигаешь, следующее ругательство становится той самой соломинкой, которая ломает хребет верблюду.

    Был ли в процессе съемок такой день, который вам особенно запомнился, о котором вы думаете: "Не могу поверить, что мы это делали"?

    Даг Лайман: В Колумбии было такое уединенное место у реки и водопада, которое нам рекомендовали как чрезвычайно красивое, но фотографий его не было. Это было у самой границы территории, контролируемой повстанцами РВСК-АН (революционная леворадикальная группировка - прим. "РГ-Кинократия"), когда был установлен режим прекращения огня. Мы никогда не думали, что сможем отправиться туда на съемки, но в итоге - наоборот, мы получили разрешение, и большая часть уникального "воздушного" видеоматериала была записана именно там. Мы видим, как Том летает над реками и настоящими солдатами, которых нам удалось найти. Настоящими солдатами с настоящим оружием! Перед съемками мы им сказали: "Убедитесь в том, что ваше оружие стоит на предохранителе, но я буду жужжать над вами, а вы в меня цельтесь. Но не стреляйте!".

    А есть запись всего этого?

    У нас есть отличная запись, на которой Том и я живем в лагере в джунглях у костра и ищем дрова…

    Поделиться