Перед тем как перейти к обсуждению бюджета на встрече с членами правительства в Ново-Огарево, Владимир Путин затронул другой вопрос - историю с "ВИМ-Авиа".
"Мы с министром на этот счет разговаривали", - начал он встречу с членами правительства в Ново-Огарево. "Максим Юрьевич мне сказал, что эта компания полностью соответствовала всем критериям, которые предъявляются к авиационным компаниям, к перевозчикам. Он мою реакцию знает, не буду повторять, в одной части только повторюсь. Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если за ними ничего не видно? Что это за критерии такие? Критериям соответствует, а работать не может", - удивился глава государства.
"Десятки тысяч людей, десятки тысяч, оказались в очень сложной ситуации", - подчеркнул президент. "Хорошо, если бы это было в первый раз, но это же годами все продолжается. И мы никак не можем выработать нормальное правовое регулирование, действенное и эффективное", - возмутился он.
"Я прекрасно понимаю, что хочется создать условия для нормального ведения бизнеса, не хочется обременять бизнес дополнительными издержками, связанными с различными формами обеспечения интересов людей, страхования и так далее. Но без этого нормального бизнеса тоже быть не может. В конце концов, бизнес - не для бизнесменов, а для людей, которые пользуются этими услугами", - напомнил Владимир Путин.
Позже в ходе совещания президент снова вернулся к теме. "Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, и я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера: вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Недостаточно. Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом", - заметил президент, обращаясь уже к Аркадию Дворковичу.
А затем обратился к министру Соколову: "Я объявляю вам неполное служебное соответствие".
И продолжил: "Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с неполным служебным соответствием. Если не справитесь, тоже подумаем", - произнес Путин. "Прошу вас быстро и эффективно проблему эту закрыть. И не только эту проблему закрыть, а представить предложения по урегулированию ситуации в целом, по усилению нормативно-правового регулирования этой сферы деятельности, по повышению ответственности перевозчиков. И контроль нужно наладить за тем, как исполняются нормы, требования и соответствующие критерии. Они действенными должны быть, понятными и прозрачными", - поставил задачу глава государства. "Сейчас не буду повторять, у меня справка лежит здесь, не хочется ничего на эту тему больше говорить. Вы сами все знаете, активнее работайте в этом направлении", - заключил президент.
Ситуацию в "ВИМ-Авиа" обсуждали и в Госдуме. Глава Росавиации Александр Нерадько рассказал о ситуации с авиакомпанией в Госдуме. На пленарное заседание его в срочном порядке пригласили депутаты, желающие разобраться с проблемой и продумать меры профилактики аналогичных случаев в дальнейшем.
Нерадько начал с предыстории. По его словам, "ВИМ-Авиа" существует с 2002 года, и за все эти годы "каких-то серьезных проблем при оценке финансово-экономического состояния не звучало". И только неделю назад компания обратилась за поддержкой в предоставлении операционных кредитов в размере 500 млн рублей. Сейчас компания должна в общей сложности 7 млрд рублей.
Собственник дошел до того, что был готов продать компанию за рубль. Росавиация пыталась оказать поддержку, но не успела: 25 сентября компания объявила о невозможности осуществлять перевозки пассажиров в РФ и за рубежом из-за имеющихся задолженностей.
"Сейчас понятно, что авиакомпания не сможет своими силами вывезти чартерных пассажиров. За долги ее самолеты арестованы в аэропорту Антальи и Даламан Турецкой Республики, а также в аэропорту Льеж в Бельгии", - сказал Нерадько.
В данный момент на зарубежных курортах застряли около 38 тысяч пассажиров "ВИМ-Авиа". В основном отдыхающие находятся на курортах Турции и Греции, пояснил Нерадько. Чиновник заверил, что все пострадавшие от "ВИМ-Авиа" пассажиры получат компенсации в соответствии с действующим законодательством, если обратятся за ними. На это пойдут средства из резервного фонда.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин поставил перед депутатами задачу подготовить законопроекты, которые не позволят повториться печальной истории. В Росавиации сразу же нашлось предложение. А именно создать страховой резерв в сфере авиаперевозок и собирать туда по 10 рублей с билета. Это позволит создать резерв в размере миллиарда рублей, чего будет достаточно на случай банкротства любого перевозчика. Это рассчитано при нынешнем объеме перевозок около 100 млн пассажиров в год.
Глава Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев предложил внести поправки в правила заключения договоров по перевозке пассажиров чартерными рейсами. И обязать туроператоров перечислять деньги за перевозку накануне вылета, а не заранее.
Также, говорит Москвичев, надо навести порядок с ценами на билеты. Они не должны быть излишне высокими, но и не настолько низкими, что даже на керосин не хватает. Все это поможет исключить создание пирамид в авиации.
Еще, настаивает депутат, стоит провести финансовую проверку всех авиакомпаний. "Хотим попросить минтранс и Росавиацию представить данные о финансовом состоянии авиакомпаний, может, есть риск остановки и других перевозчиков", - рассказал Москвичев. И добавил, что об этих предложениях речь пойдет на заседании рабочей группы комитета с участием представителей министерства и авиакомпаний.
Подготовила Татьяна Шадрина
По поручению председателя СК России Александра Бастрыкина уголовное дело о хищении денег пассажиров должностными лицами авиакомпании "ВИМ-Авиа" передано в Главное управление по расследованию особо важных дел СК России.
Как объяснила корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Светлана Петренко, это сделано "для обеспечения оперативности и полноты расследования". Представитель следственного ведомства сказала, что сейчас по уголовному делу продолжаются следственные действия. Какие - не уточнила.
Тем временем в СМИ появилась информация, что владелец "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев со вторника перестал выходить на связь. Об этом заявил глава Росавиации Александр Нерадько. "Собственник "ВИМ-Авиа" был приглашен на совещание по ситуации вокруг авиаперевозчика в среду утром, на заседание не явился и, вероятно, покинул Россию",- цитируют информагентства главу Росавиации.
Позже подтверждение этой информации корреспондент "РГ" получил из собственных источников. Правда, через какие воздушные ворота улетел руководитель авиакомпании, пока не ясно. Один источник утверждает, что это аэропорт Внуково, другой говорит о Шереметьево.
На исчезновение Мурсекаева в Следственном комитете РФ пока не отреагировали и не прокомментировали эту информацию. Он имеет полное право сам решать, как проводить время и в каком направлении передвигаться. Дело в том, что на сегодня глава проблемной авиакомпании не является фигурантом возбужденного дела - у него нет никакого статуса, ведь дело завели по факту. И в нем не фигурируют пока вообще никакие фамилии.
Напомним, что уголовное дело было возбуждено одним из подразделений СК - Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ - "мошенничество в особо крупном размере".
Как сказала корреспонденту "РГ" официальный представитель СК Светлана Петренко, следствием установлено, что не позднее 22 сентября 2017 года у должностных лиц авиакомпании "возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере". По утверждению представителя ведомства, заведомо зная о том, что денег у авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту Домодедово, и не имея договоров на поставку топлива с другими поставщиками, сотрудники продолжали продавать авиабилеты на рейсы.
СК уверяет, авиакомпания знала, что не имела возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, но молчала. По версии следствия, так, "путем обмана" было получено свыше миллиона рублей.
Подготовила Наталья Козлова
Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства "Авиапорт":
- Помимо более эффективных критериев и методик нужны еще и специалисты, которые будут проверять компании на регулярной основе. Нужны спецы, которые при обнаружении проблем с балансом оперативно проведут мониторинг на предмет задолженности перед операторами аэропортов, топливозаправщиками и так далее.
Эффективен ли сегодня надзор в области авиации за способностью компаний исполнить свои обязательства? Есть много разных факторов. В случае с "Трансаэро", например, сведения о серьезных финансовых проблемах появились задолго до того, как компания начала отменять рейсы и запрашивать поддержку. Но при этом никто не хотел связываться, боясь ее тронуть, так как все-таки - системный перевозчик.
Есть плановые и неплановые проверки. Между плановыми проходит достаточно много времени и не всегда есть возможность отследить негативные преобразования. А для неплановых должны быть основания - к примеру, авиапроисшествия или предпосылки к ним.
Как нужно было организовать работу с первых дней, когда выяснилось, что "ВИМ-Авиа" не сможет вывезти людей? Организовать вывоз застрявших пассажиров гораздо эффективнее, чем это происходит сейчас, было бы возможно, если бы на это были выделены живые деньги.
Но в условиях отсутствия оборотных средств у авиакомпаний и невозможности профинансировать "спасательную операцию" за счет бюджета были приняты разумные меры, единственные из возможных: проведены переговоры с авиакомпаниями, которые могли бы перевезти пассажиров с билетами "ВИМ-Авиа", запущен процесс вынужденного возврата средств за билеты на отмененные рейсы.
Кстати, произойди такой коллапс (приостановка обслуживания в Домодедово "ВИМ-Авиа") на неделю-две позже, масштаб последствий был бы кратно ниже. Все дело в том, что через неделю-две поток курортников, возвращающихся из мест массового отдыха, значительно бы сократился, и проблемы с оставшимися пассажирами было бы проще решить.
Что касается перевозки пассажиров другими авиакомпаниями, то сами по своей инициативе они за свой счет никого не повезут. Компании должны получить подтверждение о том, что расходы будут возмещены. Информация об этом появилась только в начале нынешней недели.
Раньше, в начале десятилетия, в бюджете специально выделялось несколько миллиардов рублей на вывоз застрявших пассажиров. Сейчас такой практики нет.
Подготовил Тарас Фомченков