"Мы собираемся вернуть обратно рабочие места и благосостояние, которые, как думают многие американцы, навсегда покинули нашу страну", - заявил под бурные аплодисменты глава Белого дома. После этих обещаний вся Америка уселась за калькуляторы, стремясь оценить, что означают инициативы Трампа для каждого жителя США в отдельности и для страны в целом. "Нынешний американский президент - мировой лидер по отвлечению внимания", - считает Financial Times. По мнению некоторых аналитиков, объявив в четверг о налоговой реформе, Трамп стремился переключить общество от обсуждения ставшего горькой реальностью для Белого дома провала третьей и, возможно, последней попытки отменить в конгрессе реформу здравоохранения Обамы.
Внесением налоговой реформы, которая, судя по ее масштабам и спорным местам, затронет всех без исключения жителей президент США мгновенно перенес центр политических дискуссий в стране в финансовую сферу. "Сторонники Трампа очень привязаны к нему, так как в течение прошедшего полугодия они увидели, что тот исполняет предвыборные обещания", - считает газета Atlantico. И действительно, соцопросы показывают: 96 процентов тех, кто голосовал за Трампа, не разочаровались в своем кандидате. И это несмотря на то, что ни один обещанный главой Белого дома законопроект, требовавший одобрения конгресса, не был принят. Помимо отмены Obamacare президент обещал принять законы "О снижении налогов", "О борьбе с офшорами", "О доступном уходе за детьми и престарелыми", "Об американской энергетике и инфраструктуре". Тем не менее относительно благополучное состояние экономики и низкий уровень безработицы убеждают поддержавших Трампа на выборах избирателей в правильности его экономической стратегии. Чего нельзя сказать о другой половине Америки, воспринимающей начинания главы Белого дома в штыки и видящей подвох в его экономических программах.
В отличие от проекта налоговой реформы президента Рональда Рейгана (80-е годы прошлого века), которая представляла собой 500-страничный труд, реформа Трампа уместилась на одной страничке и, как подсчитали дотошные журналисты, в 250 словах. Документ обозначил лишь основные параметры предстоящих нововведений, предоставив законодателям возможность дополнительно проработать большинство значимых вопросов. Поэтому куда важнее были оценки, которыми сопроводили свои тезисы (а иначе комментаторы предложенную Трампом реформу не называют) глава Белого дома и ключевые представители администрации. Президент США утверждал, что налоговая реформа "принесет очень мало выгоды богатым американцам". А снижение ставки корпоративного подоходного налога ниже среднего показателя других развитых стран даст возможность американским компаниям превзойти иностранных конкурентов и снова начать побеждать. По мнению Трампа, от реформы "больше всего выиграют трудящиеся из среднего класса". Министр финансов Стивен Мнучин считает, что потери доходов бюджета от реформы будут компенсированы экономическим ростом Америки до 3 процентов в год.
Впрочем, противники выдвинутых Трампом инициатив уже назвали представленный им документ "беспринципным налоговым планом, который приведет к снижению налогов для одного процента самых богатых". Однако главную сложность для критиков Трампа представляет неконкретность президентских инициатив: как отмечает Reuters, в плане очень мало сказано о том, за счет чего Белый дом собирается компенсировать выпадающие расходы - а это триллионы долларов. Близкие к конгрессу эксперты предупреждают: не только демократы, но также республиканцы, выступающие за жесткую бюджетную дисциплину, не в восторге от озвученных Трампом планов, реализация которых может обернуться увеличением 20-триллионного госдолга. В итоге, по мнению Wall Street Journal, обсуждение проекта налоговой реформы превратится в перетягивание каната между законодателями, лоббистами и президентской администрацией: ведь демократы уже называют план Трампа уступкой богатым жителям США. "Сильная разница в налоговых ставках порождает недобросовестное налоговое планирование", - приводит Wall Street Journal мнение эксперта, занимавшего пост главы Налогового управления при Рейгане.
1) Вместо семи ставок подоходного налога оставить три - 12, 25, 35 процентов (богатые американцы сегодня платят по максимальной ставке 39,6 процента).
2) Отменить налог на наследство семейного бизнеса.
3) Снизить налог на прибыль с 35 до 20 процентов. Такую же ставку ввести для индивидуальных предпринимателей и владельцев обществ с ограниченной ответственностью, которые сегодня платят с полученных ими доходов по ставкам налогов для физических лиц.
4) Снизить налог для возвращенной на родину прибыли транснациональных американских кампаний (размер снижения не обозначен).
5) Отменить налог в 35 процентов на полученную за рубежом прибыль американских компаний.