Не стану дискутировать с американскими юристами по поводу того, насколько уместно применение данного закона по отношению к культурным и образовательным обменам с Россией, - они лучше меня разбираются в корпусе своего национального права. Видимо, когда Барак Обама в 2014 году решил свернуть гуманитарные контакты с нашей страной, они не смогли найти лучшего законодательного фундамента для этого шага.
Впрочем, в обоих распоряжениях и нынешнего республиканского президента США, и его демократического предшественника оговаривается, что поддержка отдельных российско-американских проектов возможна, если они отвечают интересам США. Замечу, что такие исключения - "в интересах США" - существуют и в других сегментах наших отношений, прежде всего космической отрасли. Меньше недели назад "Роскосмос" и НАСА объявили о совместной работе по созданию окололунной станции. Но исключения лишь подтверждают правила. Да и интересы США далеко не всегда совпадают с российскими.
Нынешнее распоряжение Дональда Трампа по времени совпало с беспрецедентным полицейским давлением на телеканал RT, руководитель которого Маргарита Симоньян заявила, что если жизни и свободе ее сотрудников будут угрожать американские спецслужбы, то ради их безопасности стоит приостановить вещание в США.
На протяжении всей истории российско-американских дипломатических отношений культурные и образовательные связи считались чем-то вроде "священной коровы". Их старались сохранить при любой политической погоде. Мы всегда подчеркивали особый характер культурных связей - в этом смысле позиция России не менялась в зависимости от политической конъюнктуры.
Более того, российское государство поддерживало и поддерживает частные инициативы в этой области. Именно негосударственный сектор в значительной степени позволил сохранить в последние годы отношения между крупнейшими университетами наших стран, театральными школами, оперными театрами и балетными труппами, филармоническими организациями, фестивалями искусств, кинокомпаниями и издательствами. И даже организовывать выставки из частных коллекций - здесь стоит отметить нью-йоркскую галерею АBA, которая продолжает сотрудничество с крупнейшими музеями и выставочными залами России по сей день. Достаточно привести и единственный, но достаточно убедительный пример - сотрудничество российских и калифорнийских властей, представителей частного американского и российского бизнеса в проекте "Форт Росс".
Сегодня мы вместе не только возвратили к полноценной музейной жизни первое на североамериканской земле поселение, некогда принадлежавшее Российской империи, но и сумели создать площадку, на которой ежегодно обсуждают важнейшие политические, экономические и гуманитарные проблемы, возникающие в текущей повестке дня наших отношений. К счастью, в минувшие три года российско-американские культурные связи успешно осуществляются поверх государственных федеральных барьеров - достаточно посмотреть на репертуар российских кинотеатров или на программу концертов в нью-йоркском Карнеги-холл. Проанализировав общий объем российско-американских культурных связей можно в сердцах сказать: "Обойдемся без американских государственных денег! А в том, что наши школьники или студенты не поедут учиться в США, тем более нет никакой беды, что называется, целее будут!"
Но на самом деле вопрос вовсе не в деньгах. И даже не в том, с кем соседствует Россия в американском списке "государств-штрафников". Запрет Трампа на государственное финансирование образовательных и культурных обменов с нашей страной - это прежде всего политический жест, свидетельствующий о том, что решение всех проблем, которые накопились в российско-американских отношениях в области культуры, образования, науки откладывается на неопределенное время. С уверенностью могу сказать: даже тех, в которых, безусловно, заинтересованы наши партнеры в США. В начале прошлой недели в Москву приехал известный американский адвокат, представляющий интересы Ассоциации американских музеев, в высшей степени влиятельной и респектабельной организации.
В нее входят более четырехсот пятидесяти крупнейших музейных учреждений США, которые - по их собственному мнению - полагают, что несут серьезные потери из-за невозможности обменов со своими российскими коллегами. Россия перестала выдавать произведения искусства из государственных музеев после печально известного решения федерального судьи округа Колумбия Ройса Ламберта по вопросу принадлежности коллекции Шнеерсона. Для возобновления обменов нужны реальные гарантии американского правительства, а для этого нужно искать новые юридические развязки, о чем мы и говорили с американским юристом. Но сегодня совершенно очевидно - правительство США не собирается заниматься этими вопросами, несмотря на настоятельные запросы американских музейных работников.
Конечно, Белый дом может сказать: "Гуд бай, Россия!" Но, похоже, это будет "не в интересах США".