После того, как в Москве состоялось очередное вручение премии ТЭФИ, экс-президент Академии российского телевидения Владимир Познер - он возглавлял АРТ чуть менее 14 лет - выступил на своем довольно популярном ресурсе с заявлением. Перед тем, как его читать, следует знать, что на церемонии вручения теленаград Владимира Познера не было, как и патриарха отечественного ТВ Анатолия Лысенко, например. И это - уже не первый год. "Я бойкотирую ТЭФИ", - сказал накануне церемонии Владимир Познер в телефонном разговоре обозревателю "РГ" в ответ на вопрос: "Встретимся ли вечером в театре "Россия"?"
"Бойкот" вылился в определенную форму - эпистолярную. В открытом письме содержится обращение-просьба "отказаться в дальнейшем от вручения скульптуры Эрнста Неизвестного "Орфей" победителям проводимого вами конкурса и также отказаться от названия "ТЭФИ". Далее приводятся аргументированные причины, суть которых сводится к следующему.
Познер напоминает, что "когда в 1994 году по инициативе небольшой группы энтузиастов была создана Академия российского телевидения и когда в результате этого я был избран президентом Академии, я по просьбе коллег обратился к выдающемуся скульптору Эрнсту Неизвестному с предложением создать подходящий приз для вручения победителям всероссийского конкурса "ТЭФИ" (название было придумано Марией Шаховой и принято руководством Академии)". Далее приводится разговор с Эрнстом Неизвестным, которому Познер дал личные гарантии, "что выбор финалистов и победителей будет демократичным" и пообещал, что "в случае, если демократия выбора получателей Орфея не будет соблюдаться", он сделает все, что в его силах, чтобы статуэтка больше не вручалась.
Затем Познер высказывает свои претензии к системе голосования в нынешней Академии и к системе выборов ее президента (напомним, что сейчас на этом посту - Михаил Швыдкой). Основное, о чем он говорит, - "при всех шероховатостях и недостатках конкурса "ТЭФИ" выбор финалистов и победителей конкурса был абсолютно демократичным". По поводу Швыдкого Познер пишет так: "В 2008 году президентом Академии был избран М.Е. Швыдкой. Была надежда - по крайней мере, у меня - что благодаря своим талантам дипломата и умению договариваться он сумеет найти общий язык с покинувшими Академию генеральными директорами двух из трех главных каналов страны. Однако ему это не удалось. Постепенно конкурс "ТЭФИ" стал терять свое значение и из события важного и значимого для культуры страны стал второстепенным..."
Далее Владимир Владимирович критикует работу созданного в 2013 году Индустриального комитета (ИК), который стал проводить конкурс "ТЭФИ". "Этот конкурс в своем нынешнем виде отличается от прежнего принципиально", - обвиняет Познер. Основная его претензия касается системы голосования: "… самое главное - выбирают финалистов и победителей не члены Академии российского телевидения, а назначенное руководством ИК "жюри" (в прошлые годы по 20 человек от каждого учредителя)".
Заканчивается обращение вполне конкретной просьбой: "Уважаемые члены Индустриального комитета, в память об Эрнсте Неизвестном откажитесь от статуэтки Орфея и придумайте собственный приз. Откажитесь и от названия "ТЭФИ".
После чего Познер мягко напоминает, что "статуэтка Орфея является юридической собственностью Академии российского телевидения, равно как и название "ТЭФИ", что подтверждается имеющимся контрактом, подписанным Эрнстом Неизвестным, Генеральным директором Академии российского телевидения Р.Я. Беспечной и мной". При этом говорит о том, что не хотел ни с кем вступать в конфликт и надеется все разрешить мирным путем.
Михаил Швыдкой в данной ситуации, скорее всего, выступит с равнозначным ответом - как только он появится, заметка будет дополнена. Можно лишь добавить, что, к сожалению, премия ТЭФИ редко обходится без скандала. Если он не происходит на самой церемонии - а в последние годы ТЭФИ вручалась очень тихо, быстро и по-деловому, то случается среди представителей индустрии.