05.10.2017 19:23
    Поделиться

    В Москве открылась выставка работ Константина Бранкузи

    "Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы". Мультимедиа Арт Музей. До 12 ноября

    В названии выставки основателя жанра абстрактной скульптуры из собрания парижского Центра Помпиду следовало бы поменять местами слова "фотографии" и "скульптуры". Скульптур в зале всего пять - и они выглядят дополнением к основному, фотографическому авторскому материалу. Знакомство нашего зрителя с Бранкузи - а это первая выставка франко-румынского гения в России - в МАММ решили начать не с показа его работ, а с рассказа о нем и исследования в разных форматах его творческого пути. Стоило ли делать так - вопрос отдельный, но задумка удалась.

    Имя Бранкузи ассоциируется у многих вот с этой, расположившейся в центре зала, прелестной золотой (на самом деле отполированной бронзовой) женской головкой, ставшей визитной карточкой выставки. Но "Спящая муза", самая известная работа мастера, была для него запятой, этапом, пройденным в 10-х годах прошлого века. А начало представлено снимками скульптур детей, популярным тогда жанром в искусстве. Художник лепил головы, снимал их, и это не фотографии на паспорт, а авторские работы, в которых важно все: свет, экспозиция, фокус, угол съемки…

    Бранкузи - это не столько абстракция, сколько бесконечное стремление к совершенству. Двигаясь от конкретного к общему, от реализма к символизму, он отливал и лепил вариант за вариантом одного сюжета, фиксируя каждое следующее воплощение своих идей. Кураторы дополняют бесчисленные фоторяды авторской графикой и киносъемкой на тему. И коленопреклоненная девушка в "Молитве" на глазах зрителя от снимка к снимку меняет очертания, изгибается, становится похожей на растение, потом на слитые воедино белые капли, таинственным образом оставаясь при этом девушкой. Привычного вида торс мужчины на фото превращается в идеально выточенную объемную геометрическую фигуру, присутствующую на выставке в мраморе. Показать эти эволюции иначе как в фотографиях вряд ли было бы возможно. Как и рассмотреть "Бронзовую птицу", которую Бранкузи, ученик Ман Рея и Эдварда Стайхена, "общелкал" со всех сторон, помогая зрителю изучить в разных ракурсах устремленный ввысь стержень. Иной раз ловишь себя на мысли, что абстрактная скульптура в подсветке, с тенями на черно-белых картинках выглядит поэффектнее, чем в реальности.

    На выставке много деталей, технических подробностей, прикладных эскизов, снимков, не только отслеживающих доведение до совершенства художественных форм, но и фиксирующих обработку топором, установку и освящение "Бесконечной колонны" в Буланже, передвижку мастером мраморных заготовок в мастерской, дружеских вечеринок…

    На которых Бранкузи, сын хлебопашца, был по-крестьянски хлебосолен.

    Поделиться