Сообщивших о коррупции граждан предложили брать под госзащиту

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, которым вводятся специальные меры защиты граждан, сообщивших о коррупции.

Граждан, решивших сообщить о нечистых делах своих коллег, могут запретить увольнять без согласия прокурора в течение двух лет после сигнала. Кроме того, прокуратура особо проследит, чтобы начальство не подвергало человека бюрократическим гонениям, например, срезая премии, переводя на неудобный график и прочее.

Соответствующие поправки предлагается внести в Закон "О противодействии коррупции". Причем положения будут распространяться как на гражданских, так и на военных.

По словам сторонников идеи, люди, столкнувшиеся с фактами коррупции в своей организации, нередко боятся о ней сообщать из опасения потерять рабочее место. Более того, зачастую человек оказывается перед сложным выбором: или участвовать в сомнительных схемах, или уходить с работы. Поэтому, безусловно, необходимо разработать эффективную систему защиты человека, который решится бросить вызов коррупционным порядкам в организации.

В течение двух лет уволить или наказать человека можно будет только с согласия прокурора

Проект предусматривает обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в уведомлении о коррупционном нарушении. Будут защищены и персональные данные человека.

Если по сигналам гражданина будет возбуждено уголовное дело, он может попасть в программу защиты свидетелей. Информацию можно направить в прокуратуру, правоохранительные органы, а также своему непосредственному начальству. С того момента, как человек бросит вызов коррупции, он получит поддержку государства.

Помимо прочего, законопроектом предусмотрена защита от неправового увольнения, защита прав и законных интересов лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении, в течение двух лет с даты регистрации соответствующего уведомления.

Но у предложения есть и критики, поэтому, по данным "РГ", вчера была достаточно серьезная дискуссия по проекту. Новые меры не должны дать карт-бланш жалобщикам и лентяям. Иначе есть риск, что предложением воспользуются нерадивые работники. Допустим, над кем-то нависла угроза увольнения за лень и неразумение, а он возьми и напиши поклеп, чтобы получить прокурорскую "бронь".

Проект оговаривает, что меры защиты не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию. Таких, наоборот, надо привлекать к ответу за клевету.

К тому же защита от увольнений и наказаний не будет безусловной. Уволить или наказать человека можно будет только с разрешения специальной антикоррупционной комиссии, созданной в организации. Но - и это принципиальный вопрос - человек не останется один на один со своими коллегами из аттестационной комиссии. Руководство будет обязано уведомить прокуратуру о том, что к человеку из охранного листа появились вопросы, доказать, что претензии не связаны с активной жизненной позицией подчиненного. Таковы основные положения документа. Работа над проектом будет продолжена.

Мнение

Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:

- Сейчас в России действует антикоррупционное законодательство, но оно несовершенно. В министерствах и ведомствах созданы отделы по противодействию коррупции. Работа идет в основном по формализации документооборота, в частности основной упор сделан на проверку налоговых деклараций государственных гражданских служащих, которая предполагает оценку разницы доходов и расходов чиновников, выявление среди них учредителей коммерческих компаний, проверка, насколько они выполняют требования по передаче управлениями в траст. Также в ведомствах есть комиссии по конфликтам интересов, которые должны разбирать конкретные факты коррупции, выявлять признаки конфликтов интересов, например, не участвует ли в госзакупках компания, принадлежащая родственникам того, кто ответственен в организации за проведение госзакупок и не выиграла ли она конкурс. При этом совершенно не выстроена работа по профилактике коррупционных проявлений, не созданы условия, когда сами сотрудники могли бы заявить, что начальство побуждает их к противоправным действиям.

Впрочем, данный законопроект тоже не гарантирует полной защиты работника, заявившего о коррупции в ведомстве. Да, с одной стороны, появляется запрет на его увольнение. Но работодатель при случае всегда сможет формально доказать "профнепригодность" специалиста, его несоответствие. Достаточно создать некомфортные условия работы и при этом сделать все в рамках трудового законодательства. Например, начать четко фиксировать время прихода на работу и ухода с нее, давать отпуск в не в то время, когда хочет работник, давать ему сложные, невыполнимые или неинтересные задания, а премии лишить не его одного, а весь отдел. Каждый из этих шагов работодатель сможет подтвердить актами, приказами и другими формальными документами. Для того чтобы этого не происходило, в законопроекте должны быть очень четко прописаны все шаги защиты. Например, то, что у работника после жалобы не должна снизиться средняя зарплата.

Подготовила Марина Гусенко