Новости

11.10.2017 17:11
Рубрика: Digital

Сервисы созрели

Сегмент цифровых услуг будет расти за счет трансформации госсектора
Российский рынок ИТ-услуг и аутсорсинга меньше других сегментов ИТ-рынка пострадал во время последнего кризиса. По оценкам TAdviser, в 2016 году он достиг 309,3 миллиарда рублей. А по итогам 2017 года, по прогнозам аналитиков, может вырасти на 7-8 процентов. Его развитие будет диктовать цифровая трансформация и внедрение ИТ-решений в госсекторе.
Среди заказчиков ИТ-услуг сейчас в основном крупные государственные структуры. Фото: РИА Новости Среди заказчиков ИТ-услуг сейчас в основном крупные государственные структуры. Фото: РИА Новости
Среди заказчиков ИТ-услуг сейчас в основном крупные государственные структуры. Фото: РИА Новости

С начала 2016 года компании постепенно адаптировались к новой экономической реальности, однако продолжают расходовать финансы аккуратно. "Негативный тренд последних лет - желание заказчика сэкономить в ущерб качеству, когда из контрактов вырезается часть ключевых услуг, необходимых для обеспечения надлежащего уровня сервиса. Либо выбирается поставщик исключительно по критерию "цена", без учета качественных параметров сервиса и компетенций аутсорсера", - рассказал заместитель генерального директора компании "Амтел-Сервис" Михаил Головачев. По его оценке, чаще всего такой подход наблюдается в ретейле и сегменте малого и среднего бизнеса.

Требования заказчика к провайдеру услуг отражают требования рынка, на котором он работает, отметил президент группы ИТ-компаний "Техносерв" Сергей Корнеев. Чем больше конкуренция на рынке заказчика, тем более значимы факторы качества и стоимости, ведь аутсорсинг помогает сократить внутренние затраты. "Например, для ретейла или для медицинских учреждений более важна стоимость услуг, чем качество", - привел пример Корнеев. В этих сферах у компаний большая территориальная сеть, много рабочих мест, при этом отказ одного из них не столь критичен для бизнеса. Обратная ситуация в нефтегазовом секторе или госучреждениях, где для ИТ-сервисов приоритетным фактором является качество.

Для ретейла или медицинских учреждений более важна стоимость услуг, чем качество

Структура сервисных контрактов смещается от услуг технической поддержки к услугам более высокого уровня, отметил Сергей Корнеев. Провайдер обеспечивает уже собственно саму работоспособность оборудования, информационных систем либо бизнес-сервисов. То есть продает не только техническую экспертизу, но и экспертные знания в бизнес-областях заказчиков.

"Сегодня наблюдается устойчивая тенденция к переходу от поддержки отдельных компонентов или ИТ-систем к комплексной поддержке предоставляемых ИТ-инфраструктурами сервисов, - рассказал генеральный директор "АМТ-Груп" Александр Гольцов. - Большой интерес у заказчиков вызывают услуги Security Operation Center - это комплексная экспертная услуга по аутсорсингу ряда процессов информационной безопасности". По мнению эксперта, аутсорсинг сейчас - зрелая услуга рынка, с отработанными методиками и бизнес-процессами. Все вопросы распределения зон ответственности, взаимодействия и безопасности в большинстве своем решены. Риски потери управляемости и контроля за ИТ-инфраструктурой, о которых много говорили в самом начале развития аутсорсинга в России (еще 10-12 лет назад), на практике оказались совсем не страшными.

Среди заказчиков ИТ-услуг сейчас в основном крупные государственные структуры или коммерческие компании с государственным участием (около 65 процентов), чуть меньше крупные коммерческие структуры (около 25 процентов), остальное - малый и средний бизнес. "В госсекторе наблюдается некоторый рост, а также расширение перечня оказываемых услуг", - рассказал Александр Гольцов.

Эксперты также обратили внимание на изменение модели, по которой работают аутсорсинговые компании. По словам Сергея Корнеева, многие из них делают ставку на "уберизацию" модели управления - в эпоху информатизации она эффективна для тех видов аутсорсинговых услуг, где возможно привлечение больших объемов однородных ресурсов.