Органные традиции Большого театра восходят к 1882 году: по описаниям очевидцев инструмент был расположен за сценой, и органист при игре не видел дирижера и мог играть лишь с помощью ассистента, дублировавшего жесты дирижера. В 1913 году инструмент заменили на новый, построенный немецкой фирмой "E.F. Walcker". Органная кафедра помещалась сначала в оркестровой яме, а затем перенесена в специальное помещение под сценой, откуда дирижер был хорошо виден.
Революция 1917 года внесла коррективы и в жизнь Большого театра: орган остался без присмотра, постепенно разрушался и практически не использовался. Когда появились электроорганы, один такой инструмент был приобретен и для театра. Молчащий же духовой орган в начале 1970-х годов был демонтирован и отправлен на Украину, в Ужгород.
Недавняя реконструкция театра позволила вновь вернуться к идее полноценного концертного инструмента, который был заказан немецкой органостроительной фирме "Glatter-Götz" и установлен к маю 2013 года.
Мы привыкли видеть величественные фасады, украшенные позолотой или резными фигурами, ряды металлических труб, но ничего подобного в Большом театре нет, да и не могло быть. Постоянная смена декораций диктовала единственное решение: расположить весь звупроизводящий механизм на специальной галерее, находящейся над левой частью сцены. Все техническое хозяйство заключено в специальный корпус-шкаф со створками жалюзи, позволяющими, с одной стороны, обеспечивать эффектное крещендо (усиление громкости), а с другой - защитить орган от пыли и перепадов температуры и влажности.
Новый инструмент имеет два игровых пульта: один помещен непосредственно внутри корпуса органа на галерее, и органист видит дирижера на видеомониторе, а другой, передвижной, - в оркестровой яме, причем при необходимости этот пульт может быть поднят на сцену.
Именно так произойдет 14 октября во время гала-концерта "Гармонии таинственная власть", где выступит сильная международная команда органистов: француз Баптист-Флориан Марль-Уврар, японка Хироко Иноуэ и представляющая Россию Евгения Кривицкая. А также солисты оперы Юлия Мазурова и Петр Мигунов, прима-балерина Екатерина Шипулина, арфист Александр Болдачёв, гобоист Сергей Лысенко, трубач Алексей Корнильев, Петр Татарицкий (чтец) и Камерный хор Московской консерватории под руководством Александра Соловьёва. Разнообразные ансамбли, хореография, фрагменты из духовной и оперной музыки позволят показать красочные возможности органа Большого театра, который в этот вечер действительно окажется "королем инструментов".