12.10.2017 12:33
    Поделиться

    Московский Синодальный хор впервые выступил во Франции

    В Париже известный российский коллектив – Московский Синодальный хор под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова – исполнил "Литургию святого Иоанна Златоуста" П.И. Чайковского. Этот концерт стал главным событием гастролей хора во Франции, которые проходили в недавно открывшемся Свято-Троицком кафедральном соборе, расположенном на территории Русского духовно-культурного центра.

    Большой концертный тур хора начался в конце сентября и представлен как возрождение духовно-просветительских программ, совершавшихся более ста лет назад Московским Синодальным хором. Тогда искусством русского хорового пения синодалы поразили Австрию, Германию и Италию.

    Для современного Московского Синодального хора, за последние годы побывавшего во многих европейских странах, дебют во Франции - большое событие. Корреспондент "РГ" беседует с дирижером Алексеем Пузаковым.

    Алексей Александрович, почему, столько раз побывав в Европе, вы до сих пор ни разу не выступали во Франции?

    Алексей Пузаков: Так сложилось, и, возможно, это было связано с тем, что все мы несколько лет ждали открытия Русского духовно-культурного центра, который построен на набережной Сены, в нескольких сотнях метров от Эйфелевой башни. Ранее я бывал в Париже с Митрополитом Иларионом. Посол России во Франции господин Орлов обстоятельно рассказывал нам о планах строительства, и уже тогда я подумал, какое было бы счастье выступить именно здесь. И вот сегодня наши планы осуществились - два больших концерта хора прошли в прекрасно отстроенном Свято-Троицком кафедральном соборе и нас поддерживали в этом проекте Министерство культуры Российской Федерации и Русская Православная Церковь.

    Какое впечатление на вас произвел архитектурный облик храма, его внутреннее убранство?

    Пузаков: Мне очень понравилось само решение проекта: оно современное, и, одновременно, отсылает к русским традициям церковного зодчества. Какие прекрасные купола; они перламутрового цвета, с золотым отблеском! На мой взгляд, этот новый храм очень деликатно вписан в архитектуру Парижа. Внутренне убранство собора пока несколько аскетично. Думаю, что проект предполагает росписи потолка и сводов. Но те иконы, которые я мог видеть, когда дирижировал хором, обращаясь на Восток, мне показались очень возвышенными и духовно наполненными.

    Почему именно сейчас вы заявили о возрождении традиции просветительских концертных поездок по Европе дореволюционного Синодального хора?

    Пузаков: Те выступления состоялись более ста лет назад, как раз за несколько лет до начала революционных событий. Сейчас, как мне кажется, самое время вспомнить об этих исторических гастролях, и, если не в полной мере их повторить, то, во всяком случае, постараться представить наши современные достижения музыкального и духовного развития. Это большая ответственность, ведь представляя русскую духовную музыку за рубежом, мы, одновременно, представляем культуру России в целом, потому что духовная музыка - основа из основ всей русской культуры, как и народная песня.

    В программе концертов - Литургия Чайковского. Выбор композитора как-то связан с тем, что французская тема присутствовала в его творчестве?.. Торжественная увертюра "1812 год", опера "Орлеанская дева", балет "Спящая красавица"; Чайковский приезжал во Францию в последний год жизни навестить свою гувернантку Фанни Дюрбах, переписку с которой он сохранял в течение всей жизни…

    Пузаков: Вы назвали несколько замечательных параллелей, но у меня также возникают ассоциации с эпохой Александра III. Как известно, императорская семья высоко почитала творчество Петра Ильича Чайковского. Его кантата "Москва" проникнута высоким патриотическим и монархическим содержанием...

    Всё как-то удивительно пересекается и совпадает! Православный храм, возведенный недавно в Париже, стоит совсем недалеко от одного из самых красивейших мостов через Сену - моста Александра III. Сама идея моста - глубоко символична, это идея перехода, коммуникации; идея диалога, который связывает разные страны и народы. Также Литургия Чайковского, которую мы представляем в Париже, является своего рода мостом или переходом, который связывает Землю с Небесами, и открывает путь от сердца к сердцу человека.

    В конце программы вы как-то совершенно по-особому исполнили сочинение Павла Чеснокова "Ангел вопияше". В чём загадка?

    Пузаков: Это очень проникновенная музыка. Я люблю это произведение. В нем нужно прочувствовать и передать трепетное, весеннее состояние рождения новой жизни. Так как Павел Чесноков представляет музыкальное направление, близкое по стилю к эпохе модерна, мне в нем слышится та прозрачность и нежность, которые свойственны нестеровской духовной живописи, представленной в Марфо-Мариинской обители в Москве.

    Что сближает русскую и французскую публику?

    Пузаков: Европейские страны и народы, прежде всего, сближает христианская культура, которая уходит в прошлые века. Французская публика меня очень тронула. Когда мы поем в храме духовные произведения, просим публику, чтобы различные песнопения не прерывались аплодисментами, потому что концерт духовной музыки - это своего рода концерт сакральный. Тишина между песнопениями является каким-то отголоском, отзвуком того, что мы только что прослушали. Меня поразила сосредоточенность французов, в храме была такая, знаете, "звенящая тишина"…или даже - "звучащая тишина". Но когда прозвучали последние фразы "Тебе Бога хвалим", эмоции вырвались наружу! Для исполнителей всегда отрадно, когда публика реагирует так непосредственно и живо, как это было сейчас во Франции.

    Как вам осенний Париж?

    Пузаков: Париж прекрасен: архитектура, набережная Сены, эти желтеющие деревья и островки голубого неба… Проблески осеннего солнца наполняют город тихой радостью, а прозрачность осеннего воздуха создаёт нереальную сказочную атмосферу, в которой хочется пребывать, наслаждаться и сохранять душевное тепло, чувство красоты, переполняющее этот великолепный город.

    Кстати

    Большой концертный тур Московского Синодального хора, который начался в самой Западной точке России - в Калининграде, продолжился в Милане, а затем в Париже, завершится в декабре, в Базеле.

    Поделиться