Первый опытный самолет МС-21-300 совершил перелет с аэродрома Иркутского авиазавода на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова "Раменское". В воздухе лайнер находился без посадки шесть часов, преодолев 4,5 тысячи километров. Полет проходил на высоте около 10 000 метров.
Управлял самолетом летчик-испытатель, Герой России Олег Кононенко. "Полет прошел в штатном режиме. Все системы работали без сбоев", - отметил командир. Кстати, именно он 28 мая этого года впервые поднял в воздух МС-21 на "Иркуте". Летные испытания новой машины продолжатся теперь в Жуковском.
Напомним: МС-21-300 - пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Именно он должен составить серьезную конкуренцию западным Boeing и Airbus в самом массовом сегменте рынка авиаперевозок. В частности, российский лайнер обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных самолетов диаметру фюзеляжа.
Как подчеркивают эксперты, по своим летно-техническим данным и экономичности МС-21 превосходит существующие аналоги. Один из главных его "коньков"- "черное крыло" из полимерных композиционных материалов.
"По нашим оценкам, аэродинамическое качество (отношение подъемной силы к сопротивлению) самолета МС-21 на 7-10 процентов выше, чем у конкурентов, - говорил ранее в интервью "РГ" генеральный директор ЦАГИ академик РАН Сергей Чернышев. - Примерно то же преимущество и в расходе топлива".
"Черное крыло" для МС-21 имеет беспрецедентно большое удлинение. Типовое удлинение крыла у машин прошлого поколения около 8-9, у современных - 10-10,5. А вот на МС-21 оно составляет 11,5. Это напрямую влияет на аэродинамику. Поэтому у нового российского самолета она заметно лучше, чем у ближайших конкурентов - А320 и "Boeing-737".
Вообще доля композитов в конструкции самолета МС-21 - свыше 30% - уникальна для этого класса лайнеров. "Расчетное сокращение прямых операционных расходов при эксплуатации самолета МС-21 составит 12-15% по сравнению с аналогами", - заявил индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации Ростех Анатолий Сердюков.
"Впереди продолжение летных и наземных испытаний самолета, подключение к этому процессу новых машин, сертификация и разворачивание серийного производства, - заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. - В программе МС-21 наряду с "Иркутом" принимают участие целый ряд предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, партнеры из "Ростеха" и ведущие зарубежные компании. Эта программа вывела наши предприятия на новый технологический уровень".
Специально для базирования самолетов МС-21 построен новый ангар: здесь создан современный комплекс сбора, обработки и хранения полетной информации, регистрируемой в ходе испытаний. Пока первый опытный самолет проходит летные, вторая машина в ЦАГИ -статические: она подвергается самым экстремальным нагрузкам, будут отработаны все возможные ситуации и все полетные случаи. Еще четыре МС-21 строятся на Иркутском авиазаводе. Они будут поэтапно подключаться к испытаниям.
Кстати, впервые в истории отечественного самолетостроения лайнер предлагается заказчикам с двумя типами двигателей - PW1400G американской компании Pratt & Whitney и ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Госкорпорацию Ростех).
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"