Уникальный проект, открытый в выставочном зале генерального консульства Латвии, посвящен 180-летию со дня вступления Рихарда Вагнера в должность капельмейстера Немецкого театра в Риге. Как известно, будущий реформатор оперной сцены, а тогда просто юный дирижер и начинающий композитор, жил и работал в Риге с 1837 по 1839 год. Как отмечают организаторы, энтузиазм и безудержная энергия композитора оставили глубокий след в рижской музыкальной жизни, пополнившейся благодаря Вагнеру исполнением самых модных в то время опер и пока еще непонятных публике симфонических произведений.
Как выяснилось, сам проект был начат много лет назад и развивался сразу в нескольких направлениях, которые неожиданным образом переплелись и интегрировались в единой сложное целое. Выставка самобытных картин петербургского художника Виктора Васильева логично и естественно соединилась с путеводителем по вагнеровским местам в Риге Вячеслава Власова, а также музыкальным парафразом на вагнеровские оперы пианиста и композитора Антона Болдырева. А переписка участников проекта трансформировалась в необычное либретто проекта, которое составила искусствовед Инна Удовиченко.
Названия для своих картин ("Валькирия", "Ночь любви", "Закат богов в сумерках брезжит" и других) Виктор Васильев взял из либретто опер Вагнера, считая важным сохранить оригинальное звучание вагнеровских слов для целостности концепции. Художник признается, что музыка Вагнера близка ему, если так можно сказать, по звучанию цвета.
- Особенность музыки Вагнера, на мой взгляд, в его возвышенной эмоциональности, при всей ее суровости и мощи. Я вижу ее в холодных цветах - это черный, серый, синий и обязательно золотой, - уточняет Васильев. - Абстрактная живопись, как и музыка, не дает четких образов, оставляя возможность погрузиться в мир глубоких внутренних чувств, собственных мыслей и фантазий.
Искусствовед Инна Удовиченко считает, что изобразить музыку Вагнера в абстрактной манере было вполне естественно:
- А как еще со всей вагнеровской помпезностью можно показать "безумные и безудержные чувства" или "борьбу добра и зла"? Не будут ли знакомые и понятные образы слабым подобием, если не насмешкой над изображением, к примеру, "гибели богов"? А вот нечто черно-золотое, с иссиня-серой патиной, пусть безобразное или без-образное, может дать толчок фантазии, волю чувствам и пищу для ума.
Кстати, единственной картиной, выполненной в реалистичной манере, стало изображение самого Вагнера, гуляющего по Старому городу в знаменитой рижском берете.
1. В Ригу Вагнера привела нужда. Практически всю жизнь, и особенно в молодости, он жил в долг.
2. В Ригу Вагнер бежал не только от кредиторов, но и от безысходной ситуации в личной жизни. Еще в Кенигсберге от него сбежала ветреная жена.
3. Именно из Рижского Немецкого театра перенял несколько идей для строительства собственного театра в Байройте.
4. За годы жизни в Риге Вагнер написал либретто, первый и второй акты оперы "Риенци".
5. В Риге Вагнер кардинально изменил старинный этикет, согласно которому дирижер руководил оркестром, повернувшись лицом к зрителям.
6. Именно рижский шторм, в который попала семья Вагнеров по пути в Париж, запечатлеет композитор в знаменитой увертюре к опере "Летучий Голландец".