Заявление госдепа в Минобороны РФ назвали очень важным и прокомментировали его. Прежде всего, официальный представитель нашего военного ведомства Игорь Конашенков обратил внимание, в каком контексте американцы преподали "громкую" новость. Просто сказать, что боевики в Сирии владеют химоружием, чиновники США, видимо, не решились. Поэтому констатация очевидного, в общем-то, факта была обставлена ими замысловатой словесной конструкцией.
Для начала госдеп пространно объяснил своим гражданам, что им не следует приезжать в Сирию и особенно - в Идлиб. Было сказано: это слишком опасно, поскольку в провинции действует террористическая группировка "Хайят Тахрир аш-Шам", связанная с "Джебхат ан-Нусрой" (запрещена в нашей стране - прим. ред.). И эта группировка использует, цитируем, "стрелковое и тяжелое вооружение, самодельные взрывные устройства и химическое оружие".
Отбросив словесную шелуху, в Минобороны России сконцентрировались на главном в этом заявлении. По словам Игоря Конашенкова, Госдепартамент США впервые официально признал не просто наличие у террористов "Джебхат ан-Нусры" химического оружия, а использование его боевиками в этой части Сирии по прямому назначению. То есть для свершения терактов, о чем Россия многократно заявляла на всех уровнях и предупреждала мировое сообщество, в том числе Соединенные Штаты.
Реакция на наши заявления последовала лишь один раз - после применение химоружия в Хан-Шейхуне. Причем США упрямо обвиняли в инциденте правительственные войска Сирии. А устроивших теракт боевиков, как разобрался американский госдеп, из "Джебгат ан-Нусры" там называли "умеренной оппозицией". Теперь же, по словам Конашенкова, исходя из официального заявления внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов, всё встало на свои места. В Идлибе действует связанная с "аль-Каидой" террористическая группировка "Джебхат ан-Нусра", которая не просто имеет, а применят химическое оружие против мирного населения.
Для наших военных не ясно только, для чего Вашингтону была нужна громкая атака дорогостоящими крылатыми ракетами "Томагавк" по сирийской авиабазе Шайрат. "Можно ведь было сжечь десятки миллионов долларов и с пользой для дела - нанеся удары по террористам "Джебхат ан-Нусры", - отметил официальный представитель Минобороны РФ.
Что же касается упоминаемой в заявлении американцев якобы имевшей место бомбардировки российской авиацией города Идлиб, то это голословное обвинение в нашем военном ведомстве категорически отвергли. По словам Конашенкова, госдеп, мягко говоря, заблуждается, и американским гражданам бояться нечего. "Действующая в Сирии российская авиация не наносит ударов по населенным пунктам. В отличие от США и коалиции, добившихся "выдающейся победы" в Ракке, попросту стерев ее с лица земли", - отметил генерал.
Между тем, многие эксперты сходятся в мнении, что признав наконец наличие химоружия у боевиков, США, тем самым, пытаются сохранить лицо. "Рано или поздно те, кто применял химоружие, скажут, кто их хозяева. Поэтому хозяева пытаются сделать упреждающие ходы. Шила в мешке не утаишь, они будут выползать по мере того, как будет завершаться операция в Сирии", - заявил Интерфаксу-АВН глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов. А его коллега, председатель комитета ГД по международным делам Леонид Слуцкий считает, что до конца года в провинции Идлиб будет установлен режим прекращения огня, и это позволит выяснить, кто в регионе обладает химическим оружием.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"