Причины, по которым выходец из Латвии напал на людей, остаются не ясными - известно лишь то, что подросток жил с матерью и отчимом. Полиция утверждает, что произошедшее нельзя квалифицировать, как теракт, но не дает разъяснений, каким образом расценивать произошедшее. Впрочем, какими бы ни были истинные мотивы преступления - а речь может идти о приверженности преступника как ультроправым взглядам, так и радикальному исламу, с высокой вероятностью это нападение власти спишут на психическое нездоровье молодого человека. Ведь обнародование иных причин угрожает нарушить хрупкий гражданский мир в Швейцарии, где полиция старается не афишировать вопросы расовой, национальной или религиозной принадлежности подзреваемых в нарушении закона.
Однако, сложно не заметить, что события в швейцарской коммуне Флумс стали продолжением целой череды нападений, которые произошли в Европе за последние несколько дней.
На прошедших выходных в самом центре немецкого Мюнхена неизвестный мужчина ранил ножом пять человек. Через некоторое время его после интенсивных поисков удалось задержать. Попавшая в СМИ информация о нападавшем крайне скудная. Полиция утверждает, что тот якобы страдал манией преследования, и отправила подозреваемого в психиатрическую клинику. Но можно ли безоговорочно верить официальной версии с учетом того, что многие совершаемые в последнее время в Европе аналогичные преступления повторяются, словно, под копирку? Только в одних странах власти признают такие нападения, совершенные холодным оружием в общественных местах терактами, тогда как в других все сразу списывают на душевное нездоровье преступников.
Следом за мюнхенскими событиями преступник напал на людей с ножом в Польше. Все произошло в крупном торговом центре, расположенном на юго-востоке страны. Ранения получили девять человек, одна из пострадавших скончалась в больнице. Убийца, по словам свидетелей, "вел себя так, будто был в полном восторге". Полиция утверждает, что и этот злоумышленник страдал от психического заболевания, а произошедшее вызвано очередным обострением.
Иначе квалифицируют аналогичные преступления во Франции, где нападения на полицейских и простых людей с применением холодного оружия, происходят регулярно. Последние случаи - в середине октября неизвестный атаковал с ножом полицейский патруль в Париже. Преступник был обезврежен: местные СМИ писали, что он имел отношение к террористическим группировкам. А первого октября на вокзале Марселя мужчина убил ножом двух женщин. Прибывшие стражи порядка застрелили злоумышленника. Оба нападения были сразу же квалифицированы как теракт.
Из других громких случае напомню о совершенном в середине августа в центре финского города Турку нападении на жителей. Две женщины погибли, восемь человек получили ранения. Преступником оказался выходец из Узбекистана, который, по запоздалым сведениям полиции, придерживался радикальных взглядов. Как и в более позднем инциденте в Мюнхене нападавший стремился убивать женщин. Однако, в отличие от резни в финском Турку, мюнхенская атака, при схожем подчерке преступника, не попала в сводку терактов.
В заявлении госдепартамента США, обращенном к путешествующим по Старому свету американским туристам, говорится о постоянной угрозе терактов на всей без исключения территории Европы. По сведениям внешнеполитического ведомства, речь идет о нападениях, которые трудно заранее выявить, с применением холодного оружия и автомобилей. В документе говорится, что террористы выбирают для своих акций места массового скопления людей и туристические достопримечательности.
Тем не менее, ни в Швейцарии, ни в Германии, ни в Польше не признали террористическую природу совершенных с применением топора и ножа нападений. А преступления, совершенные психически нездоровыми людьми, статистику терактов, которые не удалось предотвратить, не портят и на репутации местных спецслужб не сказываются.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"