26.10.2017 18:37
    Поделиться

    "Жизель" как предчувствие: фильмография Алексея Учителя

    По случаю сегодняшнего выхода на экраны нового фильма Алексея Учителя (как он там, кстати, называется?) мы решили напомнить, что этот замечательный режиссер вообще снимал.

    Начинал свою карьеру уроженец города-героя Ленинграда на местной студии документальных фильмов. И первые его работы были, естественно, документальными. Но мы пока о них говорить не будем, а будем - исключительно об игровых картинах. Коих у Алексея Ефимовича на данный момент восемь (включая эту, как ее?..). О последней из них мы принципиально умолчим, полагая, что сказано и написано о ней за последние месяцы более чем достаточно.

    "Мания Жизели", 1995

    Дебютный художественный фильм Учителя назывался "Мания Жизели". Посвящен он жизни, карьере и помутнению рассудка знаменитой русской балерины (не иронично ли, что самая первая лента режиссера посвящена представительнице этой почтенной профессии?) Ольги Спесивцевой, выступавшей, в частности, в труппе Дягилева и поражавшей своими гранд фуэте и прочими эшапе публику в театрах по всему миру - от Мариинского до "Гранд-Опера". Биография "Красной Жизели" трактована вольно и превращена в своеобразный шпионско-психологический триллер, где граница между указанными составляющими размыта: Спесивцевой постоянно мерещится какой-то киллер-китаец, который за ней якобы следит и убивает ее знакомых - вроде бы даже не якобы.

    В свое время "Мания Жизели" собрала нехилую охапку наград, но в 2017 году просмотр этого фильма - испытание для сильных духом, преданных фанатов Учителя и киноманов-мазохистов. Многочисленные сцены, в которых освещенные тусклым контражурным светом персонажи ведут еле слышные беседы посреди утопленных во мраке интерьеров, наводят на мысли о том, что съемочная группа проникала на локации втихаря ранним утром и старалась делать все максимально тихо, чтобы не разбудить сторожа. Зато в роли Сержа Лифаря - несравненный Иван Охлобыстин, обозначенный в титрах как Леопольд Роскошный. Это ли не прелесть?

    "Дневник его жены", 2000

    "Дневник его жены" - самый типичный, пожалуй, фильм Алексея Учителя. То есть если вы хотите получить примерное представление о его творчестве, но смотреть все подряд желания нет (что, в общем, не предосудительно), байопик великого русского писателя Ивана Бунина в таком случае - то, что доктор прописал. При этом - вот какая забавная штука: в 2000 году критики говорили о "Дневнике" скорее как о сценарной работе Дуни Смирновой (не сговариваясь - хотя кто знает? - обозвав его "Дунин Бунин"), чем о режиссерской - Учителя.

    Повествование, охватывающее период с 1933 года по 1953-й, ведется от лица Веры Буниной, безответно и преданно любящей мужа, Ивана Бунина (в исполнении отца Авдотьи Андреевны, действительно обладающего с литератором определенным портретным сходством), который любит Галину Плотникову. Та, в свою очередь, влюбляется в Маргариту Степун (по фильму - Ковтун), а Леонид Зуров (по фильму - Гуров) - в Веру Бунину. Все эти любвеобильные дамы и господа живут вместе на Лазурном берегу, где терзаются противоречивыми чувствами друг к другу и декадентствуют. При иных обстоятельствах такой расклад мог бы вылиться в романтический ситком на десяток сезонов. Но в картине Учителя, за исключением момента, когда внучка Пушкина кричит неприличное слово на букву "ж", все максимально серьезно. С перманентным надрывом и бесплодными думами о России (точнее - с унылой рефлексией на тему эмиграции).

    "Прогулка", 2003

    "Прогулка" (не путать с недавним фильмом Земекиса) - третий и последний фильм Алексея Учителя по сценарию Дуни Смирновой. Здесь уже куда сложнее не разглядеть за сценаристом режиссера - лента снята длинными планами на ручную камеру, почти неотрывно следующую за героями, спорадически отвлекаясь на не связанные с сюжетом сценки из будничной жизни солнечного (большая редкость! Спешите видеть!) Петербурга.

    Героев три (плюс один): девушка, обладательница потрясающего бюста, по городу шагающая; парень номер один и парень номер два. Парень номер один (Павел Баршак) знакомится с девушкой (Ирина Пегова), всячески с ней флиртует; потом появляется парень номер два (Евгений Цыганов), лучший друг первого, и тоже с ней флиртует. На почве чего меж друзьями возникают разногласия. В конце на сцену выходит Евгений Гришковец и наступает "невероятно шокирующая развязка" - у девушки с самого начала была какая-то тактика. А то и стратегия. И вкупе с затейливой манерой подачи этот твист как бы выводит ленту за рамки обычной любовной драмы про любовный треугольник (или квадрат). Правда, далеко ли - вопрос спорный.

    "Космос как предчувствие", 2005

    В качестве декораций - приморский портовый городок на Кольском полуострове, с которого все яркие краски сдуло холодным соленым ветром. Время действия - конец 50-х, когда первый искусственный спутник Земли уже накручивает круги по орбите, и кажется, что совсем скоро на Марс можно будет гонять по выходным, как на дачу. Повар по прозвищу Конек, имеющий романтическую связь с официанткой Ларой, заводит дружбу с таинственным молодым человеком по имени Герман. Герман постоянно слушает заморское радио, тренируется плавать в ледяной воде, просит достать ему ласты и живо интересуется норвежским судном, стоящим неподалеку от берега. Что же он такое, интересно, задумал?

    "Космос как предчувствие" - всем своим видом намекающее на собственную многозначительность запутанное кино о том, что летать к звездам - правильнее и легче, чем пытаться вплавь преодолеть железный занавес. Поставленный по сценарию Александра Миндадзе "Космос как предчувствие" структурой сильно напоминает "Прогулку": он тоже про двух друзей и одну девушку. Даже характеры похожи - простак, скользкий тип и ветреная особа. И актеры почти те же (Снова Цыганов, а к Пеговой в пару добавили невероятно, как вдруг оказалось, похожую на неё Елену Лядову), только в данном случае простака играет Евгений Миронов.

    "Пленный", 2008

    Снятая вместе с болгарами экранизация повести Владимира Маканина "Кавказский пленный" - определенно, одна из лучших работ Учителя.

    Конечно, по сравнению с вышедшей за шесть лет до этого пронзительной балабановской "Войной" эта зарисовка о сохранении человечности в нечеловеческих условиях безнадежно проигрывает, но сам факт уместности такого сравнения свидетельствует о довольно высоком уровне "Пленного". В том числе кинематографическом - внимательные даже углядят отсылки к классике военного кино.

    На редкость - особенно для конца нулевых - деликатно обходясь со все еще кровоточившей темой Первой чеченской, "Пленник" насколько это возможно отдаляется от политики, переводя трагедию в плоскость гуманистического размышления. А таких фильмов в последние двадцать лет наблюдался явный дефицит.

    К тому же это редкий для Алексея Учителя случай, когда абсолютно не возникает желания спросить о том, зачем снята и о чем, собственно, картина.

    "Край", 2010

    Самый масштабный (до недавнего времени, понятно) учительский фильм длиной в два часа и с бюджетом в 11 миллионов долларов рассказывает о поселке ссыльных в сибирской глуши. Его выдвинули от России на "Оскар", снабдив на дорожку четырьмя "Золотыми орлами". Что, однако, не помогло: даже в шорт-лист "Край" не попал. Получив зато номинацию на "Золотом глобусе", что стало главным его успехом на международной арене. И это, прямо скажем, отнюдь не удивляет.

    Сильный актерский состав, впечатляющие декорации, достойная операторская работа и даже лихие гонки на паровозах не смогли заглушить убийственно нелепый сценарий, смехотворную мотивацию персонажей, ходульный "символизм", лубочно-клюквенную "советскость" а-ля "Предстояние" и сказочную развязку, заискивающе заглядывающую в глаза любителям ванильных голливудских хэппи-эндов.

    Главные действующие лица: благородно-суровый фронтовик (Владимир Машков в классическом амплуа из "Охоты на пиранью" или "Ликвидации"), просидевшая всю войну (!) робинзоном в заброшенном локомотиве посреди необитаемого острова дочь немецкого инженера Эльза (немецкая актриса Аньорка Штрехель), не чуждый человеческому однорукий советский чиновник (Алексей Горбунов), карикатурный злодей-энкавэдэшник (Сергей Гармаш), а также - в качестве бонуса и колоритной экзотики ради - чукча из анекдотов в исполнении, однако, Александра, однако, Баширова.

    "Восьмерка", 2013

    Сборник повестей "Восьмерка" Захара Прилепина, в котором уже отчетливо просматривается готовность литератора к качественному шагу вперед, сделанному вскоре в "Обители", содержит несколько примечательных образцов современной российской прозы. Одно из этих произведений, давшее сборнику имя, легло в основу сценария (за него снова взялся Александр Миндадзе) предпоследнего фильма Учителя.

    Из личной истории экс-омоновца Прилепина получилась крепкая криминальная драма (даже в Торонто показали) в мрачных декорациях российской провинции конца прошлого века. При этом как будто подразумевающая нечто большее.

    Но за большим лучше обратиться к тексту Прилепина. Исполнившего, кстати, яркую эпизодическую роль сварливого "бомбилы". И это - один из немногих, но явных плюсов непосредственно фильма.

    Поделиться