Цель утвержденной в конце августа 2017 года Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года - защитить права граждан и обеспечить им равный доступ к товарам и услугам. Однако анализ стратегии экспертами Общероссийского народного фронта показал, что в документе практически не учтены услуги здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания и ЖКХ.
"В стратегии на них не сделан акцент. В лучшем случае приводятся общие направления, без описания механизмов защиты прав и интересов потребителей", - говорит руководитель Центра ОНФ "Народная экспертиза" Виктор Рожков.
А услугами ЖКХ пользуется каждый гражданин. Но довольны ими не все. К примеру, мониторинг НП "ЖКХ Контроль" показал, что у россиян есть претензии к начисленным суммам, качеству управления домами и услугам, которые оказывают управляющие компании.
"Ситуация в ЖКХ остается очень напряженной", - говорит исполнительный директор "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.
Эксперты указывают, что в стратегии вопросы ЖКХ рассмотрены в одном абзаце, речь в котором идет о повышении информированности потребителей, обеспечении всеобщего доступа к услугам ЖКХ и разрешении споров между потребителями и организациями ЖКХ. При этом не прописаны механизмы реализации этих направлений. Их нет и в отраслевых документах. А в стратегии развития ЖКХ до 2020 года защита прав потребителей сводится к общественному контролю, то есть опять же не касается услуг, оказанных конкретному гражданину.
Также не прописаны механизмы защиты потребителей услуг амбулаторно-поликлинических организаций, которые ежедневно оказываются 4 миллионам человек. Еще свыше 23 миллионов человек пользуются услугами образовательных учреждений, 120,5 тысячи зрителей каждый день посещают театры и цирки, 328 тысяч человек - музеи.
Численность россиян, имеющих право на социальное обслуживание, только среди инвалидов составляет более 12 миллионов человек.
При этом качество услуг в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании и культуре вызывает определенные нарекания. Большинство жалуется на невозможность записаться к нужному специалисту, долгое ожидание в очереди, неудобство помещений.
В стратегии внимание уделяется информированию потребителей этих услуг. Но не механизмам решения проблем в тех случаях, когда услуги были оказаны некачественно или вовсе не были оказаны. А такие сферы, как образование и культура, вообще не нашли отражения в документе.
Стратегия предусматривает совершенствование механизмов защиты прав потребителей с помощью судебных процедур и потребительских организаций. Эксперты отмечают, что внесудебные механизмы самостоятельной защиты в документе отсутствуют, хотя именно в них люди нуждаются больше всего.
Они предложили сформировать в стратегии раздел или группу разделов, где будут прописаны такие механизмы.