Изначально ВВС США не планировали приобретать биоматериал из России для проведения медицинских исследований. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на сотрудника пресс-службы ВВС США Энн Стефанека.
По ее словам, военным требовались просто свежие образцы для проведения "скелетно-мышечных исследований, призванных выявить различные биомаркеры, связанные с травмами". Ткани (свежезамороженные образцы синовиальных (суставных) тканей и жидкости, а также РНК-рибонуклеиновой кислоты) должны были отвечать определенным требованиям, и ВВС США закупили подходящие в одной из частных биомедицинских компаний.
Получилось так, что ткани оказались взяты у россиян. Как уточнила Стефанек, в условиях закупки не оговаривалась страна происхождения биоматериала. После этого исследователям потребовались такие же ткани для контрольной группы, поэтому им пришлось снова искать биоматериал российского происхождения.
Заявка на приобретение биоматериалов была размещена 2 июня. В пояснении к заявке было указано, что образцы предназначаются для Центра расширенной молекулярной диагностики (Center for advanced molecular detection, CAMD) и реализуемого им проекта по изучению болезней и травм опорно-двигательного аппарата (Musculoskeletal disease and injury research project).
18 июня поступило дополнение к заявке, в котором уже было прямо указано, что требуются ткани именно россиян, а не даже близких к ним народов, таких как украинцы.
Также в описании проекта говорится, что в рамках исследований уже собрано более 2100 образцов ДНК, в которых ученые ищут маркеры суставных заболеваний, таких как остеоартроз, ревматоидный артрит, остеопороз, пытясь найти предрасположенность к таким болезням.
Президент РФ Владимир Путин задал вопрос 30 октября на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, зачем иностранцы собирают биоматериал россиян? "А вы знаете, что биологический материал собирается по всей стране? Причем, по разным этносам и людям, проживающим в разных географических точках Российской Федерации. Вот вопрос - вот это зачем делается", спросил глава государства.