Конкурс был довольно высок - на каждый грант претендовало восемь школьных команд. В выигрыше оказались авторы самых многообещающих проектов - "Практическое применение нейроинтерфейсов", "Автоматизированная платформа для уборки помещений", "Разработка технологии изготовления текстильных полотен для одежды с использованием отходов швейного производства". Старшеклассники лицея №143 в течение учебного года будут работать над последней темой под руководством опытного вузовского наставника, а потом защищать свой проект.
- Мы впервые будем готовить школьников на средства вузовского гранта, - сообщила корреспонденту "РГ" преподаватель Омского института дизайна и технологий Жанна Фот. - Ребята поставили перед собой задачу - разработать технологию выпуска полотна для одежды и интерьера с использованием швейных и текстильных отходов. Сейчас тема экологии и безотходного производства весьма актуальна. Наша задача - помочь ребятам с этим справиться.
Занятия со школьниками будут проходить на территории вуза. Старшеклассники не только получат знания, необходимые для осуществления проекта, но и практические навыки в химических лабораториях и швейных мастерских. Программа максимум - организовать небольшой, настоящий цех новых материалов.
Девятиклассники гимназии №139 будут решать не менее сложную задачу - создавать робота-уборщика.
- Производство сервисной робототехники сегодня широко популярно и востребовано как на российском, так и на мировом рынках, - поясняет преподаватель ОмГТУ Александр Тигнибидин. - Команде предстоит создать автоматизированную платформу для сбора мусора в помещении. Речь идет о разработке электронной платы, программного обеспечения и испытаниях устройства. При этом будет использоваться кибернетический конструктор ТРИК и 3D-печать.
Столь серьезные задачи школьников не пугают. "У нас уже есть опыт работы с конструкторами и роботами. Это довольно увлекательный процесс. Причем интересные идеи в процессе работы возникают постоянно. Постараемся их воплотить", - говорят гимназисты.
Ученики средней школы №109 будут заниматься созданием и практическим применением нейроинтерфейсов (технология, основанная на связи мозга с электронным устройством). Еще совсем недавно подобные технологии воспринимались как нечто фантастическое, а теперь их уже широко применяют в медицине, коммуникациях, робототехнике, проектировании "умных" домов. И омские школьники также готовы в этом участвовать.
- Авторы проекта ставят перед собой цель -разработать доступный и удобный нейроинтерфейс, ориентированный на практическое использование. Основой послужит модульная электроника поколения Arduino и близкие к ней технические решения, - поясняет руководитель школьного проекта преподаватель кафедры "Электроники" ОмГТУ Дмитрий Пономарев. - Прикладные исследования в данном направлении могут открыть новую страницу в соревновательной робототехнике и быть представленными на специализированных выставках.
Кстати
Стоит добавить, что политехническая академия для школьников - это первый опыт опорного вуза, однако в перспективе конкурс станет традиционным. Авторы идеи полагают, что системный подход в сфере дополнительного образования поможет популяризировать научное и технологическое творчество школьников, готовить абитуриентов с навыками проектной и предпринимательской деятельности.