На сцене блистали Российский государственный академический камерный "Вивальди-оркестр" под руководством Светланы Безродной и заслуженный артист России Юрий Беляев - в роли Чайковского. В спектакле звучит великолепная музыка, которой рукоплескали американские почитатели Чайковского во время его выступлений в США. Это Вальс из Сюиты № 3, Серенада для струнного оркестра, фрагменты из циклов "Времена года" и "Детский альбом". А также из балетных хитов композитора - "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик". В музыку органично вплели отрывки "Американского дневника" и писем.
Чайковского пригласили в Нью-Йорк на открытие Карнеги холла. Его приезда добивался сам Эндрю Карнеги - "железный магнат", филантроп, основатель школ, библиотек, музеев. Ему вторил дирижер Леопольд Дамрош (грандиозный концертный зал открыли под организованное им Симфоническое общество Нью-Йорка). Знаток и пропагандист европейской музыки Дамрош состоял в личной переписке с Чайковским и из первых рук получал партитуры новых произведений композитора.
Америка встретила Чайковского, что называется, взахлеб. В своем дневнике композитор написал: "Я здесь персона гораздо более, чем в России. Не курьезно ли?". Гастроли прошли прекрасно, в Нью-Йорке, Филадельфии и Балтиморе он сыграл в общей сложности шесть концертов.
- Но несмотря на успех, - говорит один из авторов проекта "Сны о России" Ростислав Черный, - в США композитор сразу же почувствовал, как он пишет, "безумную американскую усталость". Ему все кругом нравилось: и события, и нравы, - но нестерпимо тянуло на родину. "Американский дневник" - это групповой портрет Америки конца 19-го века, но не только. Это портрет американского национального характера вне времени. Ведь его корневые структуры неизменны.
Музыкой и словом авторы спектакля сумели передать тот душевный конфликт, который захватил композитора во время американских гастролей. Он восхищен индустриальной мощью США, поражен кичливой роскошью, отлично налаженным бытом и комфортом. И безмерно тоскует по России с ее высокой духовностью, уникальным героическим путем и величайшей культурой.
- По сути, наш спектакль о столкновении двух миропониманий. О столкновении цивилизации в лице Америки и культуры в лице России. Это конфликт, конечно, не политический, а духовный, - резюмировал Ростислав Черный.
Дивная музыка спектакля - это и заслуга духовой группы оркестра Большого театра, хора Свято-Данилова монастыря под руководством регента Георгия Сафонова, а также лауреата международных джазовых фестивалей Юрия Погибы и кубинского контрабасиста Абеларде Альфонсо Лопеса.