В Алтайском крае решили перенести дом родителей Валерия Золотухина

В селе Быстрый Исток летом прошлого года был открыт мемориальный музей народного артиста России Валерия Золотухина. В компанию к музею, согласно задумке краевых структур, предполагается перенести родительский дом знаменитого земляка, расположенный неподалеку, в 300 метрах. Однако местные жители решительно воспротивились.

У сторонников переноса есть ряд аргументов. Сейчас в мемориальный комплекс входят храм, построенный на средства Валерия Сергеевича, и его могила. Если "перенести" сюда и дом, он будет передан в Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтайского края, филиалом которого является музей Золотухина. Сейчас дом находится на попечении местных властей. И за последние 20 лет он был изрядно запущен - какое-то время он принадлежал районному обществу охотников и подвергся варварской перестройке. Дом отключен от света и отопления, а для деревенского жилья это приговор - оно быстро разрушается. Если изба станет частью музея, ее восстановят, да и, как сказали бы деревенские жители, "пригляду" будет больше. Кстати, саженец одной из яблонь, посаженных рядом с домом родственниками Золотухина, украл кто-то из односельчан. Есть и еще один момент, на который указывают сторонники переноса, - дом, где прошло детство Золотухина, его отец перевез в виде сруба из другой деревни, а место было выбрано поближе к школе.

По словам директора ГМИЛИКА Игоря Короткова, он общался с сыном Золотухина Денисом и младшим братом народного артиста Владимиром. Оба в Быстром Истоке давно не живут, но не возражают против "переезда" родительского дома, поскольку от того, что они помнят, там мало что сохранилось.

Подавляющее большинство противников изменений живут в Быстром Истоке.

- Зачем сводить все в одну точку, словно Золотухин родился, крестился и умер в одном месте? - рассуждает бывший редактор местных газет, ныне пенсионер Сергей Хардиков. - Нелепо все это.

Быстроистокский сельсовет провел даже анкетирование земляков. Из шести сотен селян, ответивших на вопросы анкеты, лишь три человека высказались за перенос золотухинского дома. Наверное, дело здесь не только в традиционном крестьянском консерватизме и нежелании без крайней нужды менять историю. Селяне привыкли считать каждую копейку и не понимают, ради чего нужен проект, который обойдется бюджету, пусть даже краевому, а не районному, в немалую сумму с шестью нулями, в то время как в деревне хватает других проблем (в 2014 году Быстрый Исток сильно пострадал от наводнения).

Из шести сотен жителей Быстрого Истока, ответивших на вопросы анкеты, лишь три человека высказались за перенос дома знаменитого земляка

Мнение быстроистокцев поддерживает бывший многолетний директор Молодежного театра Алтая Татьяна Козицына. Напомним, что Валерий Золотухин больше 10 лет являлся художественным руководителем МТА (а сотрудничать с театром начал еще раньше).

- Я почти убеждена, что Валерий Сергеевич, будь он жив, резко отрицательно отнесся бы к идее переноса отчего гнезда. Он был очень консервативным в вопросах памяти о родителях. Его отказ был бы нормальной реакцией нормального человека, - уверена Татьяна Федоровна.

Ситуация сложилась неоднозначная. Региональные власти, узнав о шокирующих результатах голосования жителей Быстрого Истока, резонно не спешат говорить ни "да", ни "нет".

Надо точно просчитать, во сколько может обойтись передислокация дома и связанные с этим работы по благоустройству, - сказал заместитель председателя правительства Алтайского края Андрей Щукин. - Только потом будет принято окончательное решение, переносить домик или отреставрировать его на привычном месте.

Pro

Игорь Коротков, директор ГМИЛИК Алтайского края:

Перенос дома позволит завершить создание компактного мемориального комплекса. В этом случае изба будет не просто сохранена, но и реконструирована, а также будет восстановлен дровяник, сарай, банька по-черному, колодец. Дом будет располагаться на пригорке, в историческом центре села, что даст возможность музейным работникам проводить единую экскурсию и обеспечить посетителям максимальный комфорт. А там, где он стоял, можно возвести социально значимый объект или выделить землю желающим под строительство нового дома.

Contra

Дмитрий Попов, глава Быстроистокского района:

Время ничего не щадит, и от того дома, где провел свое детство Валерий Золотухин, практически ничего не осталось. Состаренный новодел на новом месте обойдется в пять-шесть миллионов рублей. Плюс понадобится благоустройство территории - естественный овраг рядом с музейным комплексом придется либо засыпать, либо облагораживать, а это тоже немалые дополнительные вложения. Поэтому наше мнение - оставить все как есть. Кстати, в Сростках, на родине Шукшина, никакие дома никуда не переносили. Какой смысл ломать историю?