Слова Александра Блока "Всем телом, всем сердцем слушайте музыку революции" стали своего рода эпиграфом для шести концертов нового абонемента Большого зала Санкт-Петербургской филармонии "Музыка революции: два цвета времени". Каждый концерт - попытка диалога "красного" с "белым", в котором Шостакович соседствует со Скрябиным, Шиллингер с Задерацким. А если учитывать, что биографии композиторов включают в себя и "белые", и "красные" страницы…
Тот же Всеволод Задерацкий сначала был учителем цесаревича Алексея, затем повоевал у белых, перешел к красным, и пойди разбери, конармии генерала Мамонтова или Буденного посвящена его симфоническая поэма.
Первый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, открывший программу абонемента, прозвучал в поздней редакции - ноября 1917 года. Она драматичнее других. А уж соседство с прозвучавшей во втором отделении кантатой Сергея Прокофьева "К 20-летию Октября", написанной аккурат в 1937 году ( как раз это время бесследно исчезали многие друзья Прокофьева) и вовсе увеличивает напряжение музыкального события.
Песни революции и Гражданской войны прозвучат на концертах абонемента в их первоначальном варианте. И окажется, что "Смело мы в бой пойдем" вовсе не "за власть Советов", а "за Русь святую" - так было изначально. Концерт дает возможность возращения к первым смыслам.
Прозвучат и знаменитые марши, "перелицованные" или написанные композиторами, которые были и у белых, и у красных. Автор знаменитого "Прощания славянки" Василий Агапкин, который сначала служил у "белых", а потом возглавил первый оркестр НКВД, и, кстати, дирижировал знаменитым парадом на Красной площади 7 ноября 1941 года.
- Если закрыть глаза и слушать стихи Есенина, Цветаевой, Набокова в программе поэтического вечера абонемента, то по драматичности "красное" от "белого" не отличить, - рассказывает автор абонемента и ведущая всех концертов, доктор исторических наук Юлия Кантор.
Абонемент Санкт-Петербургской филармонии, посвященный 100-летию революции, единственный в стране показывает отражение огромного исторического переворота в музыке. - Мы любим повторять "Когда нет слов, начинается музыка", - говорит Юлия Кантор. - Но революция как раз то событие, чувства по поводу которого часто вернее слов.
Кстати
Стихия "красного", советского, может быть, лучше всего представлена в кантате Сергея Прокофьева "К 20-ю летию Октября". В качестве основы для нее композитор использовал тексты Маркса, Ленина и Сталина. И хоть он справился с задачами эстетизации идей, его творческие решения вызывали сомнения у контролеров за искусством. Его музыка была признана "непонятной", и кантата прозвучала только в 1966 году.