"Ужин": "Пусть говорят" со Стивом Куганом

Двое пьяных подростков заживо сожгли бездомную женщину. Третий подросток, который с ними в одной компании выпивал, на месте преступления тоже присутствовал. Приемный отец третьего и биологический - одного из первых двух занимает высокую государственную должность с перспективой занять еще более высокую. Отец оставшегося - брат этого чиновника.

Андрей Малахов от такого сюжета бы слюной захлебнулся. Тем более что тут всяких нюансов, включая психическое расстройство, онкологическое заболевание и затаенные обиды из далекого прошлого, - товарный состав. На несколько выпусков "Пусть говорят" или как там теперь его шоу называется. К сожалению (для Малахова), этот вполне реальный сюжет в конце "нулевых" голландский писатель Герман Кох превратил в роман под названием "Ужин", который теперь экранизировал режиссер Орен Муверман.

Основное действие герметично: отцы гаденышей с женами заседают в неприлично дорогом ресторане, где гарсоны им подают изысканные яства вроде крокодилов, фаршированных ослами, под соусом из жареных апельсинов, при этом многословно озвучивая наименования подаваемого. Заседающие долго не могут перейти к обсуждению повестки дня, постоянно отвлекаясь на посторонние темы, а когда наконец переходят, не могут достигнуть консенсуса насчет того, кто виноват и что делать. Хотя совершенно очевидно, кто и что.

Из диалогов и флэшбэков постепенно вырисовываются те самые многочисленные нюансы, из которых складывается общая картина. Но это не тот случай, когда дьявол - в деталях, когда детали влияют на восприятие ситуации. Тут дьявол - везде. Во всех без исключения винтиках и шпунтиках, в искательстве и находительстве оправданий, в прикрывательстве содеянного зла гипотетическим добром.

Ситуацию это все никак не меняет, а только дополняет изначально очевидное. Поэтому не совсем понятно, зачем нужно было так плотно утрамбовывать двухчасовой хронометраж огромным количеством подробностей и сверху еще поливать метафорическими экскурсами в историю. Разве что ради сольных номеров Стива Кугана, дающего стране угля по-стахановски, философствующего, буйствующего и надрывно терзающегося. Стив Куган настолько хорош, что и Ричард Гир за его великолепием теряется. Но скорее всего, это потому, что играть Ричарду Гиру почти нечего. Как и остальным. Персонаж Кугана, даже когда не участвует в беседе, все равно главенствует: в одной из сцен за кадром звучит вместо саундтрека его бормотание. Такая вот куганоцентричность. Умно придумано, дальновидно. Сыт (во всех смыслах) на "Ужине" не будешь, зато на хорошего артиста поглазеешь.

3.0