Новости

12.11.2017 20:28
Рубрика: Власть

Не всякая встреча - митинг

КС РФ разъяснил порядок организации встреч депутатов с избирателями
Конституционный суд РФ разрешил депутатам встречи с избирателями без предварительного уведомления властей и указал на возможность совершенствования законодательства о публичных мероприятиях.

Изучить поправки к Федеральному закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" судей попросила группа депутатов Госдумы. Они посчитали, что требование проводить встречи с избирателями в соответствии с этим законом создает ограничения для исполнения депутатами своих обязанностей. Кроме того, необходимость ставить в известность о таких встречах нарушает конституционный принцип самостоятельности власти - законодательная власть должна подчиняться решению, то есть разрешению исполнительной. В общем, оказываются нарушенными более десятка положений Конституции РФ.

В ходе публичных слушаний полномочный представитель правительства РФ Михаил Барщевский указал, что в оспоренных требованиях нет противоречия Основному закону страны. Уведомительный порядок проведения встреч депутатов с избирателями позволяет обеспечить безопасность - как участников мероприятия, так и незадействованных граждан. А депутаты не могут пренебрегать требованиями, установленными для гармонизации публичных и частных интересов. Что касается стихийных встреч депутатов с избирателями, то они вообще не подпадают под действие данного закона.

Конституционный суд фактически согласился с этими доводами. Положения N107-ФЗ от 7 июня 2017 года признаны не противоречащими Конституции РФ, однако нуждаются в разъяснениях, посчитали судьи. КС подтвердил: регулировать можно лишь время и место таких встреч, и то при наличии серьезных аргументов. "Только альтернативные варианты, но никаких запретов", - пояснил судья Николай Бондарь. Место для встреч предоставляется депутатам без учета их уровня и принадлежности к той или иной партии.

Также КС указал, что Конституция РФ прямо не регулирует порядок проведения встреч депутатов с избирателями, что дает федеральному законодателю широкие полномочия по установлению такого порядка. В рамках этих полномочий определено несколько видов публичных мероприятий, которые различаются условиями проведения. Например, собрание предварительного уведомления не требует. "Законодательство о публичных мероприятиях распространяется не на все встречи депутатов с избирателями, а только на те, которые проводятся в форме митингов", - пояснил Николай Бондарь. Закон определяет митинг как "массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера". И если собрание перерастет в митинг, то теоретически депутат обязан его приостановить, подать уведомление и возобновить после исполнения всех требований закона.

Если собрание избирателей перерастет в митинг, то теоретически депутат обязан такую встречу остановить

В решении КС РФ указано, что "законодатель вправе дальше совершенствовать порядок проведения встреч депутатов с избирателями, в том числе с точки зрения пределов распространения на такие встречи законодательства о публичных мероприятиях".

Конституционный суд также подтвердил: граждане, осужденные по тяжким статьям УК РФ, не могут участвовать в выборах, несмотря на то, была ли их судимость снята или погашена. Очередную жалобу на избирательное законодательство суд рассматривать отказался.

Власть Работа власти Внутренняя политика Власть Право Гражданское право Судебная власть Конституционный суд Избирательное законодательство
Добавьте RG.RU 
в избранные источники