Среди зрителей, пришедших на выступления труппы в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, немногие знали, что перед ними - наследники легендарного Франкфуртского балета. В 1990-х - начале 2000-х под руководством Уильяма Форсайта он стал главной лабораторией танцевального авангарда в Европе. Однако в 2004-м культурное начальство Франкфурта решило, что городу позарез нужны пачки, пуанты и "Щелкунчик" под Рождество. Несмотря на громкие протесты всего мира, компанию разогнали, и Форсайт вернулся к работе с труппой парижской Опера, для которой были созданы его великие балеты. А Франкфурт два года назад все же решил, что нуждается в собственной танцевальной компании (разделив ее финансовую поддержку с Дрезденом), и предложил возглавить новый коллектив Якопо Годани. 40-летний итальянец, участник франкфуртских экспериментов Форсайта, имел опыт собственных постановок для Королевского балета Великобритании, Датского королевского балета, Нидерландского театра танца, Национальной компании танца Испании. Годани вернулся в то же депо Бокенгеймера - переделанный под театр промышленный ангар - и вновь собрал труппу.
В Москве танцевальная компания Франкфурта - Дрездена показала три одноактных постановки Якопо Годани. В одну программу они собраны по среднестатистическому современному стандарту. Получасовые "Высокая порода" и "Вечный двигатель" на электронную музыку 48nord отделены друг от друга 15-минутным квартетом "Эхо беспокойной души" на музыку Равеля. Предполагается, что динамичная программа будет держать внимание зрителя за счет эмоциональных перепадов.
И немецкая компания отрабатывает час сорок с исключительной отдачей. Танцовщики, внешне довольно разномастные, работают как идеально отлаженный организм - настоящий corps de ballet, тело балета, как видели его века назад. Хореографические задания Годани непросты - в них очевидны форсайтовские корни: заинтересованность в физических перегрузках и ощутимая телесность движения. Хореограф эффектно собирает большие группы, картинно разбивает их на трио и квартеты, ловко соединяет танцовщиков в дуэтах. Но за всеми вытянутыми в струнку ногами - на пуантах и без, бесконечно подвижным корпусом и жестко фиксирующими позиции руками стоит тень мастера, создавшего этот тип танца и разработавшего его лексику. Но все это - формулы, прекрасные и отточенные, сформулированы и доказаны предшественником. Вложить в них собственный огонь, обнаружить парадокс мысли Годани у Форсайта не научился. К концу вечера никакие ухищрения не работают, и он сливается в монотонное движение. Но Годани и обещал "Вечный двигатель".
Тем временем
Предварительная продажа билетов на балет "Нуреев", а именно на спектакли 9 и 10 декабря, начинается 18 ноября с 10 часов в кассах административного здания Большого театра. Об этом появилась информация на сайте Большого. "В связи с повышенным спросом" Большой вводит специальную программу, которая должна гарантировать, что каждый из 500 билетов (столько выделено на каждый спектакль для ранних продаж) может использовать только сам покупатель. Билеты можно будет купить лишь по предъявлении паспорта покупателя, обещан "контроль по паспортам с целью исключения повторной покупки".