13.11.2017 19:32
Рубрика: Страхование

Выплаты поделят пополам

Страховщики в компенсациях за аварии пока не отказывают
Как страховые компании выплачивают компенсации водителям за аварии после того, как ГИБДД перестало выдавать справки о ДТП? Как определяют, кому и сколько платить? На эти вопросы читателей в редакции "Российской газеты" ответил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

По его словам, некоторые региональные управления МВД заранее предупредили страховщиков о том, что справок больше выдаваться не будет. Также они сообщили, что все данные об участниках аварии и о последствиях будут указываться в приложениях к процессуальным документам. То есть протоколам, постановлениям, определениям, которые выдаются на месте ДТП.

Как отметил Евгений Уфимцев, отказов в выплатах со стороны страховщиков по причине непредоставления справки о ДТП пока не зафиксировано. Жалоб от водителей не поступало.

Лев, г. Челябинск: Произошла авария по причине нарушения пункта 10.1 правил - несоблюдение скорости в связи с погодными условиями. Наказания за это нарушение Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрено. В данной ситуации сотрудник ГИБДД вынесет определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Как должна поступить страховая компания? Кому она должна осуществить выплаты и в каком объеме?

Евгений Уфимцев: Действительно, сейчас появился такой небольшой правовой вакуум. Но, по нашим оценкам, таких случаев из всего количества происшествий не более пяти процентов. В этом случае документ, который получит страховщик - определение об отказе в возбуждении дела, - тоже будет для страховщика основанием начать процедуру рассмотрения документов. Здесь возможны два варианта - либо выплата будет произведена в соотношении 50 на 50, то есть будет признана обоюдная вина, либо страховщик не сможет принять решения по данному вопросу просто потому, что у него не будет достаточной информации - ее просто нет в полученных им документах. В любом случае право потерпевшего на обращение в суд с иском о взыскании страхового возмещения в недостающей части никто не отменял. И при рассмотрении такого иска суд обязан установить степень вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, и взыскать со страховой организации страховую выплату с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых застрахована. Напомним, что по закону ГИБДД не устанавливает виновника. Это может сделать только суд.

Лев, г. Челябинск: Рассмотрим похожую ситуацию. У потерпевшего, который остановился на красный свет, отсутствует знак "шипы". И его привлекают по статье 12.5 КоАП к ответственности и выносят ему постановление о наложении штрафа. Водитель, который въехал ему в багажник, получает определение об отказе в возбуждении административного дела, потому что за нарушение пункта 10.1 правил у нас ответственности не предусмотрено. Оба приходят в свои страховые компании. Стопроцентную выплату получит виновник?

Евгений Уфимцев: Строго говоря, в этой ситуации имеется нарушение Правил дорожного движения со стороны обоих водителей, и 100 процентов не должен получить никто. Страховщики могут в этой ситуации либо признать обоюдную ответственность и заплатить по 50 процентов, либо сделать выплату в определенной части и дождаться судебного решения. Согласно закону страховщик сам принимает решение, основываясь на документах. Справка о ДТП - не единственный безусловный документ, но если справки теперь нет, то, действительно, некий правовой вакуум возникает, когда, например, ДТП произошло по метеоусловиям. Что делать потерпевшему? Ведь никакого документа не положено в этом случае, и с чем приходить в страховую компанию?

А справка спасала в этой ситуации?

Евгений Уфимцев: Справка спасала, потому что она была обязательным документом при оформлении аварии. И в справке указывались обстоятельства происшедшего. Сотрудник ГИБДД не устанавливал виновника, но четко указывал, кто куда двигался, какой маневр совершал, где и как произошло столкновение.

Водитель ехал на нормальной скорости, соблюдал дистанцию, но скользко, гололед, и он въехал в стоящий автомобиль. Все. Да, он нарушил пункт 10.1 Правил дорожного движения, который предписывает водителю вести транспортное средство со скоростью, учитывая в том числе дорожные и метеорологические условия. Но наказания за это нарушение Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрено, мы уже говорили об этом, и штраф с него не возьмешь. А у впереди стоящего шипованные шины и нет знака "шипы". Ему выписали штраф. И получается, что у того, кто ехал сзади и разбил бампер впереди стоящему автомобилю, нет никакого документа. А у второго есть постановление. И что будет делать страховщик? В таких случаях спасала справка. Ведь в ней указывались только обстоятельства, которые привели к аварии, а не иные нарушения, которые может быть и были, но не стали причиной ДТП. И на основании этого документа страховщик принимал решение.

Страховщик произведет выплату. Но, разделив ее на всех участников ДТП. И человеку придется судиться

То есть страховщики попали в нехорошую ситуацию? Будет много судов?

Евгений Уфимцев: В нехорошую ситуацию попали потребители. Это очень плохо, что попали потребители. Потому что страховщик произведет выплату. Но, разделив ее на всех участников ДТП. И человеку придется судиться. Потратить много времени и усилий для этого. Но штрафы, пени и неустойки в данном случае получить от страховщика не получится.

Вы объясняли эти возможные последствия МВД?

Евгений Уфимцев: Конечно, мы пытаемся донести информацию. Мы обращались, говорили и указывали. Но в отмене справки нет вины МВД. Уже три года, как эта проблема была в подвешенном состоянии. Ни в одном законе справки не было, и только в правилах страхования она оставалась. И не было никакого нормативного документа, который бы регулировал этот пробел. Сейчас на основании тех решений, которые были приняты МВД, мы направили очередное письмо и в Центральный банк, и в ГИБДД. И знаем, что они готовят ответы о том, какие данные нужно внести в процессуальные документы, которые оформляет сотрудник ГИБДД, чтобы страховщику производить выплату. А то, может, следует сделать к этим документам приложение, необходимое как для страховщика, так и пострадавшего, чтобы потом идти в суд.

Европротокол у нас сейчас ограничен 50 тысячами рублей. Средняя выплата по ОСАГО составляет 76 тысяч. То есть средняя выплата превысила сумму европротокола?

Евгений Уфимцев: Да. Но почему она превысила? Потому что в ней есть, в том числе, судебные расходы. Если брать только страховую выплату по материальному ущербу, то более 70 процентов убытков уложились бы в 50 тысяч. А у нас сейчас только 31 процент аварий оформляется по европротоколу.

У нас есть четыре региона - Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, где предполагалось, что на выплаты по европротоколу не будет лимита. В итоге это не работает. Почему?

Евгений Уфимцев: Очень просто. Страховщики, когда говорили о том, что для таких вещей нужны подтверждения. И тогда нам обещали, что заработает федеральная программа, по которой начнут оснащать транспортные средства устройствами ЭРА ГЛОНАСС. Но применение данной программы для урегулирования убытков по ОСАГО несколько задерживается. И не по вине страховщиков. Бортовое устройство ГЛОНАСС делает очень важные вещи. Оно обеспечивает фиксацию факта ускорения, то есть понятно, что столкновение произошло в движении. Плюс эта "коробочка" обеспечивает привязку к местности и передает некорректируемые данные, то есть их невозможно подправить. Если бы эта программа заработала, то и вопрос с выплатой по европротоколу в полном объеме был бы исчерпан.

Иван, г. Москва: Часто слышу про плановое использование камер фотовидеофиксации для проверки полисов ОСАГО у проезжающих машин. Когда эта система заработает?

Евгений Уфимцев: Здесь есть технические сложности. Алгоритм, который построен в настоящий момент для фиксации нарушений именно по нарушителям Правил, несколько отличается от алгоритма, который требуется для заключения договора ОСАГО. Это два разных процесса. Их свести вместе довольно сложно. Сейчас ГИБДД обращается к нашей базе при постановке автомобиля на учет, при оформлении ДТП, при оформлении нарушения.

Это десятки тысяч обращений в сутки. Но при фиксации каждого проезда каждого автомобиля под каждой камерой - это 40 миллионов обращений в стуки. Ни один сервер с таким потоком запросов не справится. Мы сейчас совместно с Госавтоинспекцией разрабатываем иной порядок, пытаемся выстроить модель, как осуществлять проверку и в каких случаях это делать.