Музыкальный фестиваль ArsLonga представил публике афишу столетия

Семнадцатый по счету Международный музыкальный фестиваль ArsLonga представил обширную программу под девизом: "Сто лет в музыке. Отражения". О новых форматах и программах фестиваля рассказал его руководитель, пианист и дирижер Иван Рудин.

Цифра 100 в названии афиши связана с юбилеем революции?

Иван Рудин: Мне хотелось уйти от каких-то прямых аллюзий, связанных с юбилеем революции, но не заметить совсем такое событие невозможно. Поэтому я решил исполнить ретроспективу сочинений, которые прямо или косвенно стали отражением целого столетия. Разделил музыкальный век на три периода: первый - "Катастрофа. 1917-1953" (два вечера мы посвятили Прокофьеву и Шостаковичу), второй - "Застой. 1954-1983", третий - "Новое время. 1984-...".

В афише "застоя" у вас оказались имена Шнитке, Денисова и Свиридова?

Иван Рудин: Речь здесь идет не о личностях композиторов, а о контексте самих произведений, об эпохе, когда они создавались. Художник, зачастую, опережает свое время, толкает колесо истории. И в этом смысле музыка Шнитке, Денисова, Свиридова и других композиторов 50-80-х побеждала "застой". Кстати, мне многие советовали заменить в афише слова "застой" и "катастрофа", как не совсем точные эпитеты, характеризующие то время. Но как творческий человек я решил оставить за собой право быть субъективным и исходить из собственных ощущений.

Себя, как ни странно это прозвучит, я чувствую ребенком "застоя". И думаю,  многие мои сверстники скажут то же самое, потому что все мы застали Советский Союз в его "хрестоматийном" виде. Я родился в 1982 году, и в этот же год умер Брежнев. Давно заметил, что когда беседую с моими старшими коллегами, особенно ясно понимаю их язык. У них совершенно другой "культурный код". И этот "код" мне ближе и понятнее.

Фестиваль ArsLonga всегда отличался креативными форматами представления академической музыки. В чем особенность нынешнего фестиваля?

Иван Рудин: Мы впервые представляем абсолютно новый проект в формате паблик-ток - "Открытый класс". В этом году в нем участвуют Юрий Башмет, Игорь Бутман, Алексей Венедиктов. Мы делаем этот проект вместе с ГИТИСом, и он оказался очень востребованным у студентов. Цель проекта - пробудить у нового поколения желание экспериментировать, ставить перед собой невероятные "вызовы".

Каждый "Открытый класс" представляет публике музыкальный портрет "героя"?

Иван Рудин: Да, сначала происходит "знакомство" аудитории с героем, с которым предстоит общаться. Музыкальный портрет Игоря Бутмана звучал у нас в исполнении студентов колледжа ГУДИ, который Бутман недавно возглавил; Юрий Башмет обрисовал себя сам, импровизируя не только на альте, но и на рояле вместе с Ксенией Башмет. Для Алексея Венедиктова мы подобрали несколько музыкальных отрывков, которые используются на радио, перед его появлениями в эфире. Мы сделали специальную аранжировку, переложив их для струнного квартета.

Кстати, наш проект еще продолжается. 15 ноября состоится встреча с Нани Брегвадзе. Но как будет звучать портрет известной певицы, говорить не буду, пусть это станет сюрпризом.

Справка "РГ"

Участниками Международного музыкального фестиваля ArsLongaза в разные годы были крупнейшие музыканты современности: Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Александр Рудин, Алексей Любимов, Миша Майский, Николай Петров, Дмитрий Пригов, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского (худрук Владимир Федосеев), Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" (худрук Юрий Башмет) и другие.