У Толбухино три плюса: больница, районная школа и город на расстоянии 19 км. Местная интеллигенция считает, что последние два пункта не дают селу перейти в разряд исчезающего. Из минусов: скромные зарплаты, разрушающееся жилье. Жителей аварийных домов, которых в селе немало, расселяют в соседние села.
- Когда мы начали раскочегаривать в селе жизнь, неожиданно начали застраиваться частники. Даже москвичи приехали, - начинает толбухинскую экскурсию Владимир Иванович Столяров.
Он живет в Ярославле. Но три года назад, выйдя на пенсию, появился в Толбухино. С письмами и планами отремонтировать старые купеческие усадьбы и открыть в них музеи: Бронзового века, хрусталя, чаепития, Петра I и много чего еще. "Мы уже набрали экспозиций для 30 музеев, но туристам пока показываем 19", - с гордостью сообщает.
Столяров намерен конкурировать с Вятским - соседним селом, которое коллекционер и бизнесмен, лауреат Государственной премии Олег Жаров превратил в "Самую красивую деревню" России и музей под открытым небом ("РГ" писала об этом в номере от 12.04.2016). Про Вятское и Жарова вспоминает на каждом шагу, все время сравнивая. Но сравнение хромает: Вятское обустроил бизнесмен, Толбухино - пенсионер.
Свой энтузиазм Столяров ( по профессии строитель) объясняет просто: вышел на пенсию, заниматься нечем. Но на пенсию выходят миллионы, а села восстанавливают единицы.
Миссию он себе определил сложную - окультурить массы. А там, может, и жизнь наладится, и туризм спасет хрупкий мир деревни.
Сначала он мечтал спасти не Толбухино - Великое. Красивейшее село, подаренное Петром I фельдмаршалу Репнину. "Там 200 памятников культурного наследия, - рассказывает. - Пришел к главе района, говорю, дайте мне пару разрушающихся усадеб, я найду деньги. Будем создавать музеи, приглашать туристов". Предложение понравилось, но... "Год ходил - ни с места. Написал письмо в район, там потребовали концепцию. Написал. Потеряли. А потом зам главы предложила посмотреть Толбухино".
Про Толбухино ни в стране, ни в области никто ничего не знал. И тогда Столяров придумал референдум по созданию в нем ... музея Сталина. "В Толбухино собираются открыть музей тирана!" - не возмутился только ленивый. Но это был лишь рекламный трюк, PR- акция Столярова: чтобы все узнали о Толбухино. "В село приехали все телеканалы! В Интернете развернулась дискуссия!" - доволен результатами автор беспроигрышного фейка.
Он вообще мастер добрых фейков. Однажды, чтобы привлечь граждан к участию в празднике, пожертвовал своей коллекцией колоколов. Спрятал их и навел на след искусственного клада журналистов. На следующий день все местные телеканалы рассказали: найден невероятный клад! Праздник удался, но разыграл он не только народ, но и себя: милиция долго не хотела отдавать ему найденные сокровища.
Но не из одних фейков состоит эта история. На ремонт усадеб и обустройство музеев Столяров потратил около 15 миллионов. Привлек предпринимателей, продал свое имущество, набрал кредитов. "Иногда проснусь ночью: мама родная, сколько за сутки у меня процентов натикало? Надо срочно искать способы перекредитоваться". Просрочек он не допускает. Однажды, чтобы расплатиться по кредитам, продал собственный двухэтажный гараж. К счастью, супруга ко всему относится философски. Разве что спросит: "Когда ты закончишь хоронить деньги в Толбухино?". Но ясно же, что не всякая жена обрадуется мужу, который за семейный счет проводит деревенскую реновацию.
В Толбухино на улицах - ни души. К берегу крошечного прудика пришвартована самодельная ладья с драконом на боку - это осколки летнего детского военно-морского фестиваля: с музыкантами, катанием на лодках. Прудик - лишь прелюдия, за мостиком и кустами прячется дивной красоты озеро, а за ним усадьба помещика Азанчеева. "Мы хотим создать детский флот, пристань сделать, озеро и парк расчистить. Но земля находится в районе. Зайдете со мною в администрацию попросить ее в аренду?"
Рассматривая помещичьи красоты, встречаем сердитого хозяина сараев, недовольного переменами в селе. Музеи ему не нравятся. "А че там делать? Одна ерунда", - и велит нам уходить.
Главный толбухинский музей находится в новом трехэтажном особняке. На входе объявление: "Идет экскурсия, присоединяйтесь". "Музеев много, а смотрителей и экскурсоводов мало, - объясняет Столяров. - Обучили двух из местных, одна уехала на Север, вторая ногу сломала. Так что пока ездит экскурсовод из Ярославля". И с огорчением добавляет: "Люди не хотят работать". Даже хорошая зарплата не заинтересовывает. "Молодежь-то приходит - забор покрасить, мусор убрать, - а остальные не хотят. А зачем? Фуфайка есть, сапоги, картошка в огороде, и хватит. Понимаете, какая беда?" Столяров считает, что людей надо приучать зарабатывать. "Уже бабушкам говорю, у вас речь хорошая, идите к нам экскурсоводом". Но бабушки не хотят быть экскурсоводами.
Рядом с "праздничным" особняком - гигантский серый валун. По Столярову это Синий камень, к которому прикасался сам Петр I и к которому, по царскому указу, полезно прикасаться всем. "Не может быть!"- протестую, но обеими руками хватаюсь за камень. Наверное, Столяров неуемный фантазер. Если судить по его рассказам, то Толбухино всегда было в центре человеческой истории. тут есть трон Аттилы (потому что, по одной из версий, "Атиль" означает "волжанин", считай, почти толбухинец), Синий камень, который исцелил Петра I (и не важно, что легендарный Синь-камень лежит под Переславлем-Залесским, область-то одна, Ярославская). А в музее Бронзового века - десятки каменных топоров, у которых камни к топорищу приклеены суперклеем. Туристы пишут восторженные отзывы...
У него, как у Плюшкина, есть все. Аммониты. Позвонок динозавра. Гравюры Галле и Фрагонара. Сундуки с советскими монетами. Платья модниц прошлых столетий. В неожиданном "Музее карася" заманчиво пахнет щукой... В "Музее вредных привычек" - бесконечное множество пивных банок, бутылок, пепельниц. Владимир Иванович хочет понравиться всем. Неинтересны динозавры? Ну так пожалуйте в "галерею Шилова" - музей заслуженных ярославцев, чьи портреты написаны знаменитыми ярославскими художниками. Туристы непременно находят здесь своих знакомых.
В музей фарфора, показывая белоснежную супницу с ручками в виде львиных голов, комментирует - ужас! - "Из нее ел сам Адольф Гитлер. А нам ее подарил генерал, лично вынесший ее из бункера Гитлера". Фейк, всего скорее, но на дне супницы - "1940 год" и свастика.
Все эти полуфейковые сенсации шли на ура, пока Столярова вызвали в областной антимонопольный комитет: "Поступила жалоба, что вы, дуря туристов, выдаете копии за подлинники. А ну-ка докажите, что гравюры резал сам Рафаэль". Столяров возмутился: Рафаэль вообще не резал гравюры, он рисовал картины. А когда пригрозили штрафом, пригласил экспертизу. Эксперт был в шоке: это же Галле-младший, лучший гравер XVII века! Таких гравюр нет даже в Британском музее. "Откуда это у вас?". С аукционов Парижа".
Столяров не дурит туристов. Он их шокирует, раскручивая бренд Толбухино. Например, выставляя медали, которые вручили Брежневу при инаугурации президента Никсона. "Номерные, - гордится коллекционер. "Им, может быть, место в Кремле", - удивляются работники Ярославского государственного музея-заповедника. "А этот прекрасный хрусталь, - Столяров щелкает по массивной вазе, - я собрал на закрывающихся стекольных заводах. Как-то позвонили: мы квартиру продаем, заберите хлам. Приехал, мама дорогая, три серванта, каждое изделие тысяч пять стоит, у меня денег не хватает! А парни говорят, забирайте или на свалку отнесем".
За разглядывание хрусталя нас застал главный оппонент Столярова. Александр Борисович Привалов преподает историю в школе и почти сорок лет живет в Толбухино. Пишет о селе и односельчанах книги и опекает школьный музей маршала Толбухина. Первое, о чем он рассказывает: в селе: появились молодые мамы с колясками. И новую улицу начали строить. Любви к "эксклюзивам" без научного подхода у него нет. "Я в музее веду каталог - где записано, что откуда получено. А если такого нет, это вообще не музей", - категоричен он. Но через секунду меняет гнев на милость. Первобытные топоры на клею? - так это похоже на древнее привязывание камня к палке.
"Село наше стало знаменитым, благодаря Столярову. Я не совсем одобряю надстройку третьего этажа, но усадьбу-то он спас", - резюмирует Привалов. "Да там крыша обрушилась, - оправдывается Столяров. И смущаясь, продолжает: "На международных форумах по туризму нам прямо говорят: товарищи, берите пример с Греции. Там про каждый камень выдумывают: тут Афродита была, там Посейдон". "Зачем придумывать, - хмурится Привалов,. - когда фактов столько?". Но, опять меняя гнев на милость, добавляет: " У нас с Владимиром Ивановичем - единство. И борьба противоположностей". Написавший книгу о маршале Толбухине и о ветеранах (на презентации было 50 человек, для села - много) он скромничает: "Я - хранитель". "А моя задача - все двигать вперед, - решительно вступает Столяров. - Туризм - это шанс для деревни". И опять вспоминает Жарова: молодец! Доказал! И сходу планирует запустить медовый бизнес. Пасечник уже дом на берегу помещичьего озера построил и 80 ульев привез.
Рано утром вместе со Столяровым мы в администрации Ярославского района Ярославской области. "Пришли склонять меня помогать господину Столярову? - почти сердится глава Николай Золотников, - а я ему не мешаю". "Сдайте в аренду Азанчеевский парк, хочу его расчистить", - тут как тут Столяров. Золотников берет ручку, записывает, но тут же уточняет: "Общественная территория не должна быть в частных руках". И предлагает "Давайте на общественных началах за несколько субботников расчистим парк".
На вопрос, симпатичны ли ему волонтерские начинания Столярова, отвечает: "Ну, конечно!". Но надо уходить от собственно бизнес-проекта. Жаров при восстановлении Вятского пока на бизнес-интересы упирал, проваливался и вызывал у людей отторжение. Но если люди заинтересуются и примут, и бизнес будет удачен."Какой же это бизнес - без прибыли? - обижается Владимир Иванович. - Я не знаю, как на самоокупаемость выйти". А Золотников подчеркивает, что у Жарова в Вятском гостиничный бизнес и ресторации уже дают прибыль. Но важно вовлечь жителей , иначе "будут вредничать, завидовать". И потоку туристов будут не рады. "Я, например, не так уж и радуюсь туристам в Вятском, я тишину люблю. Но кто-то наоборот". По его мнению, один хозяин в Толбухино - это мало. Надо, чтобы, как в Вятское, поехали люди, готовые печь хлеб, делать колбасу, коптить рыбу, варить квас, продавать молоко, мед и поделки. В Толбухино, конечно, нужны свои фишки. "Но без населения - сто процентов - не получится".
Александр Привалов, историк:
- Крестьяне нашего села (существует с 1578 года, вначале называлось Давыдково) - знаменитые лепщики, ходившие в "отход". В Москву, но чаще в Петербург. Они делали лепнину к Зимнему дворцу, Исаакиевскому собору, храму Христа Спасителя, Большому театру. Это было село городской, а не сельской культуры. Здешние девушки были хорошо образованы, их охотно брали на работу в столицу - горничными и нянечками. 24 июня 1924 года в селе появился, наверное, один из первых в стране памятников Ленину, его слепили местные мастера. Села Вятское и Давыдково были соперниками-побратимами. Теперь нам надо догонять Вятское как самую красивую деревню России.