Взамен с ними будет заключено соглашение об урегулировании претензий, что позволит избежать судебного процесса в отношении более 200 человек (в их числе 11 принцев, включая всемирно известного инвестора Аль-Валида ибн-Талала), подозреваемых в коррупции.
Сколько именно должен будет заплатить каждый из подозреваемых - пока обсуждается. Специальный комитет начнет работу над деталями соглашения в том случае, если арестованные согласятся на сделку. Как подсчитали в руководстве королевства, в течение нескольких десятилетий из казны было похищено средств не менее чем на 100 миллиардов долларов. Пока что арестованные продолжают оставаться под стражей. Принцам отвели номер в отеле Ritz Carlton, однако спят они в роскошном помещении на полу на матрасах - диванов на всех не хватило.
Изначально говорилось, что власти намерены вернуть от арестованных порядка 800 миллиардов долларов. Теперь сумма снизилась, и нельзя исключать, что в ходе торга она станет еще меньше. Впрочем, это не столь важно. Понятно, что размер репараций должен быть внушительным, иначе люди не поймут (тот же Аль-Валид ибн-Талала имеет собственный Airbus 380 с мраморным хаммамом внутри), но главное для Эр-Рияда сейчас - показать, что есть только один реальный наследник королевского престола - кронпринц Мохаммед бин Салман аль Сауд. И что именно он имеет власть надо всеми остальными принцами, не говоря уж о тех, в ком не течет кровь основателя Саудовской Аравии короля Абдель Азиза ибн Сауда.
По некоторым сведениям, необходимо поторопить события, поскольку нынешний король, 82-летний Салман, болен и уже в недалеком будущем может передать власть кронпринцу. Кронпринцу Мохаммеду есть чего опасаться. Например, клан Шаммар (исторически земли этого клана занимают всю центральную часть Аравийского полуострова) обладает своей Национальной гвардией, имеющей на вооружении авиацию и тяжелую военную технику. Тягаться с Нацгвардией может только правящий клан Судейри.
Сам принц Мохаммед, несмотря на молодость (ему 32 года) уже отличился активными действиями. Он был главным инициатором войны с повстанцами-хуситами в Йемене и настаивал на разрыве отношений с Катаром. Он же - сторонник ослабления жестких моральных норм. Например, Мохаммад поддерживает право женщин водить машину. Он же - главный двигатель грандиозного плана Vision 2030, предполагающего уже в ближайшие годы снизить зависимость Эр-Рияда от торговли нефтью, а через 12 лет создать из королевства передовое инновационное государство, ориентированное на высокие технологии.
Многие эксперты уже называют арест принцев и министров "революцией сверху". Теперь главный вопрос - до чего получится договориться у кронпринца и его родственников, сидящих под стражей в номере Ritz Carlton. И как на такие движения в королевстве отреагирует международный бизнес. Хотя Эр-Рияд уже заверил, что никакого ущерба иностранным инвестициям не будет, а IPO государственной нефтедобывающей компании Saudi Aramco пройдет по плану.