Как ранее сообщала "РГ" (в частности, №259 за 16.11.2017), сибирские производители испытывают сложности из-за низких закупочных цен на зерно, которые установили местные переработчики, вследствие чего аграрии вынуждены нести убытки.
Рынок зерна оказался перенасыщенным не столько из-за рекордного урожая этого года, сколько вследствие наполненности элеваторов прошлогодней пшеницей. Ситуацию с вывозом зерна, в том числе на экспорт, осложняют транспортные проблемы, в частности - нехватка вагонов. Такое положение возникло, в том числе по вине самих аграриев, несвоевременно подававших заявки на отгрузку. В итоге выход из трудной ситуации пришлось искать в кратчайшие сроки.
Первый замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов на прошлой неделе провел в Новосибирске экстренное совещание. Основная задача, которая была поставлена перед участниками заседания, - увеличение количества вагонов для транспортировки зерна.
Для ее решения в Новосибирской области привлечены три федеральных зернотрейдера. Сейчас полтора десятка ведущих хозяйств региона ведут с ними переговоры по условиям заключения контрактов. На треть увеличена заявка на ноябрь со стороны грузоотправителей - вместо 626 вагонов было запрошено 892. При этом выдерживаются сроки по отгрузке.
Ранее срыв установленных временных рамок также называли в числе первоочередных проблем. В частности, количество отправленных вагонов значительно снижалось в выходные и праздничные дни, возникал простой. Сейчас на погрузке находится более ста вагонов, которые заполняются в сверхнормативные сроки.
По данным правительства Новосибирской области, ежедневно отгружается в среднем по 25 вагонов - это более 1,7 тысячи тонн зерна, хотя цифры за октябрь выглядят скромнее: не более десяти вагонов и 650,8 тонны в день. В итоге в ноябре запланировано вывезти 45 тысяч тонн зерна.
Но еще более убедительно увеличилась доля экспорта по сравнению с прошлым годом. С начала сентября и до середины ноября за рубеж отгружено свыше двадцати тысяч тонн. При этом с 1 сентября по 30 ноября прошлого года этот показатель едва превысил одну тысячу тонн.
Однако, по мнению сельхозпроизводителей, поддержка лишь в части обеспечения вагонами не спасет ситуацию. Многие аграрии вынуждены продавать зерно на местном рынке и в соседние регионы по ценам, почти вдвое ниже себестоимости. Если производство одной тонны зерна в этом году обошлось им примерно в семь-восемь тысяч рублей, то скупают его за 4,5-5 тысяч. Соглашаться с такой стоимостью заставляет и необходимость рассчитываться по кредитам.
Сейчас региональное правительство ведет переговоры с банками о возможности пролонгации займов, финансисты готовы рассматривать такую возможность, но определенного решения пока нет. Как бы то ни было, проблемы этого года стали своего рода уроком на будущее. Эксперты настаивают на том, что фермерам пора уделить больше внимания развитию животноводства как наиболее востребованной отрасли сельского хозяйства и выстраивать собственную систему переработки зерна.
Джамбулат Хатуов, первый заместитель министра сельского хозяйства РФ:
- Необходимо наращивать внутреннее потребление производимого сырья. В СФО нужно продолжать реализацию инвестпроектов в сфере животноводства и по переработке сырья, чтобы направлять на экспорт продукцию с более высокой добавленной стоимостью. В Новосибирской области задержалось оздоровление элеваторных мощностей, необходимо решать вопрос технической обеспеченности хозяйств, в том числе зерносушильными комплексами.