"Севильский цирюльник" открыл оперный фестиваль в Архангельске

В областном театре драмы имени Ломоносова стартовали "Оперные сезоны". Три гастрольных спектакля привез в Архангельск художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра "Санктъ-Петербургъ Опера" Юрий Александров.

По воспоминаниям архангелогородцев, последний раз опера была в Архангельске в начале 1990-х годов. Тогда гастролировал музыкальный театр Карелии.

Юрий Александров совместно с директором архангельского драматического театра Сергеем Самодовым решили восполнить этот пробел. В столице Поморья решили показать три спектакля - "Севильский цирюльник", "Евгений Онегин" и "Риголетто".

Корреспондент "РГ" пробрался за кулисы театра перед постановкой "Севильского цирюльника" и своими глазами увидел, как лауреаты международных конкурсов, оперные певцы, артисты хора и оркестр готовятся к выступлению.

Самый центр закулисной жизни - это гримерка. На стулья перед зеркалом, обрамленным лампами, сидят актеры - кто-то в джинсах и парике, кто-то полностью "при параде".

- У Розины глаз не потечет? Сажайте парик покрепче! У Бартоло нужно поправить бровь, - слышатся приказы гримеров.

Звенит первый звонок, и суета за сценой усиливается. В соседней комнате костюмеры доводятся до ума последние детали костюмов. Вдруг из темноты появляется Ядгар Юлдашев в парчовом платье, расшитом лентами, на ходу натягивая красные перчатки. Сверяюсь с программкой: Юлдашев значится в ней как исполнитель роли Фигаро. Но почему Фигаро в платье?

Раздается второй звонок. Из двери с надписью "Солисты мужчины" доносятся голоса - это артисты распеваются. Вспоминаю главное правило: когда поют, входить нельзя, молчат - можно постучаться в дверь. Удивительно, как артисты петербургского театра, имеющие множество наград и признаний во всем мире, относятся к вторжению в закулисное пространство. Они просто не замечают "чужака", сосредоточившись на подготовке к спектаклю, а, приглядевшись, улыбаются и с удовольствием позируют камере.

Гремит третий звонок - пора возвращаться в зрительный зал.

Примечательно, что комическая опера "Севильский цирюльник" шла на архангельской сцене на итальянском. Изначально организаторы гастролей думали пустить "бегущей строкой" перевод на специальном мониторе. Именно так идет этот спектакль в родных стенах "Санктъ-Петербургъ Опера". Но технические возможности сцены не позволили. Поэтому было решено привезти расширенное либретто.

В первом действии на сцене появляется граф Альмавива (Денис Закиров) в ковбойском костюме. За ним следует Фигаро в женском платье и парике. Они обсуждают план, как сблизиться с Розиной (Каролина Шаповалова), которую стережет ее опекун Бартоло (Юрий Борщев). Через несколько минут улица Севильи превращается в мексиканскую пустыню, на сцену выносят кактус, а уличные музыканты меняют шляпы на сомбреро. И вскоре уже Розина предстает в роскошном черном коротком платье, грозит пистолетом, пытается прикурить папироску и дрессирует слуг. Под платьем у Фигаро оказывается клетчатый пиджак, а Бартоло щеголяет в желтых ботинках. Только слуги Бартоло - Берта (Наталья Кочубей) и Амброджио (Денис Ахметшин) - играют свои роли в классических для итальянской комедии костюмах. Учитель музыки Базилио (Ефим Расторгуев) хоть и не удивляет смелостью образов, но превосходно отыгрывает все комические моменты. А их в "Севильском цирюльнике" действительно очень много, и уже неважно, на каком языке поют артисты, настолько происходящее на сцене захватывает внимание.

Кстати, Юрий Александров помимо молодежных шуток, калейдоскопа костюмов о декораций с использованием видео-арта привнес в итальянское либретто некоторые изменения. Так, все записки влюбленных со сцены читаются на русском языке. Этот прием позволил зрителям не запутаться в хитросплетениях итальянской комедии.

Оперы "Севильский цирюльник" и "Евгений Онегин" архангельские зрители приняли несмолкающими аплодисментами. А "Санктъ-Петербургъ Опера" уже раздумывает над новым гастрольным репертуаром для северян.