Сериал на выходные. Абсолютные хиты HBO, часть 8: "Рим"

Раз уж одна из главных задач нашего цикла "Абсолютные хиты HBO" - подсказать вам, как скоротать время до выхода финального сезона "Игры престолов", без "Рима" тут никак не обойтись. Ведь этот беспрецедентно масштабный телепеплум еще в 2005-2007 годах во многом предвосхитил тот ошеломительный успех, который принесла медиамагнату фэнтезийная сага на основе книг Дж.Р.Р. Мартина.

Помимо HBO в "Рим" вложились заокеанские колоссы телеэфира - британский BBC и итальянский Rai, и результат такой многообещающей кооперации оказался поистине впечатляющим. Декорации, костюмы, грим, ритуалы, детально воспроизводящие Италию (и не только) I века до нашей эры, получились настолько эффектными, что на них до сих пор равняются и вдохновляются ими почти все, кто берется за античную тематику.

Конечно, до "игропрестольного" размаха в середине нулевых еще было далековато - эпическими баталиями "Рим" особо не балует, в наличии - всего одна более-менее продолжительная боевая сцена и несколько потасовок помельче, а многие противостояния лишь скромно обозначены парой размытых кадров. Ну так и в главном-сериале-всех-времен-и-народов далеко не каждая серия - "Битва бастардов", правда?

Все остальные атрибуты (за исключением драконов и прочей разной фантастической нечисти), комбинация которых озолотила шоу по мотивам "Песни Льда и Пламени", - на месте. Нехватку демонстраций ратных подвигов вполне достойно компенсирует античное бытовое насилие, а уж с интригами, подлогами и предательствами в истории Древнего Рима недостатка точно не было.

"Рим" протянул два сезона. Первый посвящен приходу к власти Гая Юлия Цезаря (отличная роль Киарана Хайндса, мелькнувшего, кстати, и в "Игре престолов" с некоторыми другими коллегами по "Риму"), второй - его преемнику, основателю одной из величайших империй в истории Октавиану Августу.

Двенадцать эпизодов на то, чтобы поведать о Божественном Юлии (и того меньше - десять - о Божественном Августе) - не так много, и кто-то вполне справедливо может заметить, что некоторые линии - как, например, трансформация отношений Цезаря с Марком Брутом, будущим соседом Иуды по девятому кругу ада - раскрыты недостаточно подробно и, конечно, с изрядными искажениями и художественными домыслами. А сам Гай Юлий, снискавший громкую славу неуемного распутника, о котором говорили, что был "одним он муж, а другим - жена", показан почти (не совсем, конечно) праведником. Что для HBO вдвойне удивительно. Впрочем, гипероткровенных сцен, включая однополые связи и инцест (ну куда ж без него), предостаточно, не переживайте.

Что касается исторической достоверности, то вопрос о том, стоит ли судить строго по этому критерию массовое телевизионное шоу, представляется в высшей степени риторическим.

К тому же создателям "Рима" нужно было успеть рассказать свою оригинальную историю о трогательной дружбе двух суровых легионеров (их имена упоминаются в хрониках, но почти все остальное сценаристы додумали сами), которых рок постоянно заносит в гущу самых судьбоносных для перерождающейся в империю республики событий.

Планы у авторов были, как водится, наполеоновские, но проект в конце концов все-таки надорвался из-за неподъемного бюджета. О закрытии стало известно в ходе работы над вторым сезоном, который пришлось переделывать, чтобы наделить более-менее цельной концовкой. Получилось неплохо, хотя так просто не избавишься от легкой горечи из-за того, что нас лишили таких зрелищ, как правление Августа (во втором сезоне ему только-только дают развернуться), Тиберия, Калигулы, Клавдия и остальных, двух запланированных сезонов о Египте и одного - по мотивам Нового Завета. 

Оба сезона телесериала "Рим" можно посмотреть в "Амедиатеке"