27.11.2017 20:40

Ученые не исключили внеземного происхождения бактерий на корпусе МКС

На пробах, взятых с внешней стороны Международной космической станции (МКС), обнаружены бактерии, которых там не было в момент запуска с Земли. Об этом в интервью ТАСС рассказал российский космонавт Антон Шкаплеров.

По его словам, во время выходов в открытый космос члены экипажа МКС регулярно берут ватными тампонами мазки с внешней стороны станции. При этом исследуются различные участки обшивки, в зависимости от того, куда попадает больше, а куда меньше солнечного света. Отдельный интерес представляют места скопления отходов топлива, выбрасываемых при работе двигателей. Затем образцы доставляются на Землю.

- И теперь выяснилось, что откуда-то на этих тампонах обнаружились бактерии, которых не было при запуске модуля МКС. То есть они откуда-то прилетели из космоса и поселились на внешней стороне обшивки. Пока они изучаются, - рассказал Шкаплеров, который возглавит очередной экипаж МКС, отправляющийся в экспедицию 17 декабря.

Также он напомнил, что на станции регулярно ставятся эксперименты, в ходе которых изучаются и вполне земные бактерии.

На внешней обшивке МКС устанавливают планшеты с образцами материалов, в том числе перспективных, которые могут стать будущим космической промышленности. После нескольких лет в открытом космосе ученые смотрят, как эти материалы перенесли нахождение в экстремальных условиях. Параллельно выясняется, что на них сохранились живые организмы, пережившие экстремальные перепады температур от минус до плюс 150 градусов Цельсия.

Как уже сообщала "РГ", ранее российские космонавты обнаружили жизнеспособные споры и фрагменты ДНК микроорганизмов, устойчивые к неблагоприятным факторам космоса на орбите МКС на высоте 400 километров. Это поменяло представление специалистов о верхней границе биосферы Земли.