В Москве пройдет XVI фестиваль немецкого кино
С 29 ноября по 6 декабря в столице России в шестнадцатый раз пройдет масштабный фестиваль, посвященный современному кино Германии, в рамках которого будут представлены фильмы различных жанров, плюс два первых эпизода телесериала "Вавилон-Берлин" и короткометражные ленты. Под стать дате - всего кинособытий, объединенных единой программой, также шестнадцать.
Фильмом открытия станет "Капитан" (Der Hauptmann), историческая драма, снятая Робертом Швентке при участии Германии, Польши, Португалии и Франции.
События разворачиваются в нацистской Германии в апреле 1945 года, когда исход войны предрешен и солдаты немецкой армии прилагают все возможные усилия к тому, чтобы как можно меньше фактов свидетельствовало об их участии в вооруженных действиях и причастности к зверствам гитлеровского режима. Одним из таких безымянных лиц становится и герой повествования, нашедший в брошенной кем-то машине документы и униформу некоего капитана Харольда.
С того самого момента он перевоплощается в неизвестное ему лицо и осуществляет спецмиссию, возложенную на Харольда. Находясь под страхом разоблачения, он, тем не менее, следует легенде, и в силу обстоятельств вынужден взаимодействовать с местным населением. И все люди, встречающиеся ему на пути, без особых усилий распознают его ложь, однако в сложившихся обстоятельствах ее поддержание идет на пользу не только ему самому, но и другим. В рамках показа состоится беседа с режиссером Робертом Швентке и композитором Мартином Тодшаровым.
Драматический фильм Ларса Крауме "Вердикт - приговор выносите вы" (The Verdict) рассказывает о судебной дилемме: может ли причинение "меньшего зла" быть оправданным в силу предотвращения большего, когда речь идет о принесении в жертву человеческих жизней?
Офицер Люфтваффе Ларс Кох, в отсутствие приказа от начальства, принял следующее решение: сбить захваченный террористами пассажирский самолет с 164 людьми на борту и пожертвовать их жизнями, чтобы предотвратить широкомасштабную катастрофу, так как самолет направлялся к спортивному стадиону, на котором в тот момент находилось более 70 тысяч человек, пришедших на рок-концерт и ничего не подозревающих о том, что месту их досуга было предначертано стать братской могилой.
Знаковым событием фестиваля станет демонстрация первых двух эпизодов сериала Тома Тыквера, Хендрика Хандлойгтена и Ахима фон Борриса "Вавилон - Берлин" (Babylon Berlin), представляющего своего рода хронику Веймарской республики конца двадцатых годов прошлого века.
Светская жизнь кипит, культурные и общественные события каледоскопически сменяют друг друга, в воздухе - новые идеи и веяния, а под поверхностью - разложение, беспринципность, коррупция и все пороки человечества, вот-вот готовые вылиться мутной зловонной жижей на поверхность и поглотить внешнее великолепие. Молодой инспектор полиции Гереон Рат, откомандированный из Кельна для проведения расследования, погружается в берлинские будни и к своему ужасу осознает весь масштаб трагедии, которая должна неминуемо произойти. Эпизоды предоставлены компанией "Виасат".
Любители документального кино смогут посмотреть два произведения этого жанра. В фильме "Отель пять звезд" (Fünf Sterne) Аннекатрин Хендель расскажет о творческом процессе по созданию сценария в уединенной гостинице в обществе своей подруги детских лет, переживающей происходящее в своей жизни.
"Когда Пауль переплыл море - дневник одной встречи" (Als Paul über das Meer kam) Якоба Пройса наблюдает за мытарствами 20-летнего юноши Пауля, родом из Камеруна. Безвыходная ситуация, отсутствие работы и каких бы то ни было перспектив, свидетельствующих о возможности достойного существования у себя на родине, заставляют его податься в Марокко и искать там возможности нелегальным путем перебраться в Европу с надеждой на лучшую жизнь.
Отдельное место отведено под короткометражное кино. В представленном в этом году сборнике Next Generation Short Tiger 2017 можно будет увидеть и анимационные, и документальные и художественные ленты.
Жанр биографических фильмов представлен в этом году картиной "Эгон Шиле: смерть и дева" (Egon Schiele: Tod und Mädchen) Дитера Бернера - о непростой жизни и муках творчества прославленного австрийского художника-экспрессиониста Эгона Шиле, ученика Густава Климта. Эта работа была с успехом показана на широком экране этой весной, в рамках фестиваля "Новое кино Австрии".
В Москву приедет и новая драма Фатиха Акина "На пределе" (Aus dem Nichts), стартующая в общероссийском прокате 22 февраля 2018 года, за которую Дайан Крюгер получила "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля в категории "Лучшая женская роль".
Этот фильм-расследование, имеющий черты судебной драмы, расскажет о том, как в один момент жизнь Кати Шеркеджи была полностью разрушена: в результате взрыва перед офисом погибает любимый муж и малолетний сын. Ее память запечатлела девушку, севшую на велосипед неподалеку от места трагедии, обстоятельство, позднее приводящее к изобличению преступников. Однако на этом мытарства вдовы и безутешной матери не заканчиваются, так как вынесение обвинительного приговора осложняется одним немаловажным обстоятельством.
Картина Хелене Хагеманн "В стране аксолотлей" (Axolotl Overkill) - о девочке-подростке по имени Мифти, после смерти матери переселившейся в квартиру на окраине Берлина, где проживают ее сводные брат с сестрой и отец, бесконечно далекий от проблем своих детей. Мифти пытается внести упорядоченность в собственное существование и каким-то образом содействовать изменению самых неприятных обстоятельств жизни окружающих ее людей. Так как это не особо получается, она отдается всей душой романтическим фантазиям, даже не подозревая, что их объект только и желает того, чтобы избавиться от непрошеной привязанности.
Кроме того, в рамках сеанса состоится демонстрация анимационной короткометражки Иринг Фрайтаг, Виктора Штикеля и Линуса Штеттера "Ребенок" (Child), получившей несколько международных призов. Десятиминутный фильм расскажет о том, что ждет ребенка за пределами дома, когда тот решил отправиться на поиски дров.
Жанр криминальной комедии представлен фильмом Вольфганга Петерсена "Четверо против банка" (Vier gegen die Bank), ремейком его же одноименной телевизионной картины 1976 года.
Четверо людей: боксер, бывший актер, менеджер по рекламе и финансовый аналитик - оказываются в одной лодке. Причина тому - наличие у троих из них вкладов в одном банке и противоправные действия его директора. Именно он не довел всю необходимую финансовую информацию до вышеупомянутого аналитика Тобиаса, что привело к единовременному обнулению всех финансовых накоплений троих. Но, несмотря на крайне незавидное положение и необходимость махать кулаками после драки, Тобиас придумывает, как можно совместно наказать работодателя.
Анимированный фильм "Крот и дождевой червяк" (Der Maulwurf und der Regenwurm) Йоханнеса Шисла - история такого архетипичного для Центральной Европы персонажа, как крот (сразу вспоминается великолепные истории про "кротика" за авторством Зденека Миллера и куда более скабрезная книжка Вернера Хольцварта). Тут, правда, крот отправляется в романтическое путешествие, правда, поначалу этого и не скажешь - завязкой истории выступает появление малосимпатичного дождевого червя.
В программу вошли еще три комедии. "Когда убывает день" (In Zeiten des abnehmenden Lichts) Матти Гешоннека с Бруно Ганцем (его можно было недавно видеть в великолепной "Вечеринке" Салли Поттер) - о 90-летнем юбилее видного политика ГДР, выпавшем на осень 1989 года. И, несмотря, на свой непререкаемый статус уважаемого и заслуженного деятеля, Вильгельм Повилайт понимает, что впереди - водораздел, другая эпоха и совсем иные люди, по-своему рассуждающие и о будущем, и о прошлом, частью которого он является.
"Мой брат Симпель" (Simpel) Маркуса Голлера привлекает, хоть и в юмористической форме, внимание к остросоциальной проблеме - действиям органов опеки и влиянию их решения на жизни отдельных людей. Двоим братьям, Бену и Барнабису (последнего часто зовут Симпель в силу его простодушия) грозит разлука, так как после смерти их матери Бена не назначают опекуном младшего брата, отстающего в развитии и требующего особой поддержки. В последний момент избегая помещения Симпеля в интернат, братья угоняют полицейскую машину и на свой страх и риск отправляются в Гамбург, где живет ничего не подозревающий отец, разорвавший отношения с семьей много лет назад.
"Тимм Талер, или Проданый смех" (Timm Thaler oder das verkaufte Lachen) Андреаса Дрезена - экранизация сказочно-философской детской повести Джеймса Крюса. Главный герой - задорный мальчуган Тимм, живущий тяжелой жизнью бедняка, скрашиваемой заботой со стороны отца. У них есть любимое времяпрепровождение - лошадиные бега, но на этом поприще Тимму никогда не везет. Когда отец умирает в результате несчастного случая на стройке, безутешный мальчик ставит себе цель - во что бы то ни стало накопить деньги на надгробный памятник, и решает снова попытать счастья на ипподроме в расчете преумножить свои скудные накопления. Удача от него отворачивается, но в какой-то момент он оказывается в поле зрения странного человека, сулящего ему удачу во всех азартных играх до конца жизни. Естественно, не просто так, а с условием - в обмен на услугу мальчик должен отдать незнакомцу свой заразительный смех.
Фильм "Вестерн" (Western) Валешки Розенбах - совсем не вестерн, а социальная драма о том, насколько важно человеческое измерение бытия, даже в тех ситуациях, когда, казалось бы, для них абсолютно нет места.
Бригада немецких рабочих приезжает в болгарскую глубинку для возведения объекта по техзаданию. На месте оказывается, что машины с водой для замешивания бетона не подоспели, поэтому, к раздражению приезжих строителей, работа простаивает. Один из рабочих, Майнхард, устанавливает приятельские отношения с местными жителями: интересуется ими, их бытом и, в свою очередь, пользуется их бескорыстным расположением. Однако факт этого знакомства хочет в своих целях использовать начальник бригады - чтобы как можно быстрее приступить к реализации проекта, даже несмотря на то, что использование запасов воды на строительные цели поставит под вопрос существование окрестных деревень. В качестве дополнения зрители смогут увидеть урбанистическую зарисовку Марины Шнидер "Звуки города" (Urban Audio Spectrum) - в ней резкие и малоприятные звуки города приобретают неожиданное музыкальное измерение.
Любителям мелодрам представится возможность посмотреть работу Каролины Херфурт "Смс для тебя" (SMS für Dich). Молодая Клара не может оправиться после смерти своего возлюбленного и уезжает на два года из Берлина, прочно связанного в ее восприятии с лучшими моментами жизни и образом любимого. Найдя в себе силы возвратиться, она на каждом шагу сталкивается с воспоминаниями, и они причиняют не меньшую боль, чем раньше.
Подруга Катя пытается всеми возможными способами растормошить Каролину, но безуспешно. В какой-то момент Каролина находит успокоение в написании смс-сообщений своему покойному возлюбленному, не принимая во внимание, что номер наверняка перешел к кому-то другому, и этот некто с большим интересом читает все, что Каролина считает нужным сообщить своему молодому человеку в виде письменных посланий.
"Девушка по прозвищу Зверь" (Tiger Girl) Якоба Ласса рассказывает о том, как воздушное и нежное создание под именем Маргарете раз за разом будто магнитом притягивает к себе разного рода сомнительных личностей, способных разве что унизить и еще больше растоптать и так призрачную самооценку. Решив в один прекрасный момент изменить ситуацию в корне, девушка записывается на курсы физической подготовки при охранной фирме и знакомится с бесстрашной Тайгер, выросшей на улице и умеющей за себя постоять. Эта дружба идет на пользу Маргарете - она все лучше овладевает боевыми искусствами, и ее робость постепенно сменяется уверенностью себе. Только вот если у Тайгер есть четкий свод правил касательно того, когда надо вступать в конфронтацию, а когда - нет, у Маргарете подобный защитный механизм напрочь отсутствует.