Такие встречи принято называть плановыми - они поочередно проходят то в России, то в Египте, и нередко сопровождаются подписанием важных соглашений. На этот раз Сергей Шойгу и его коллега Седки Собхи обошлись устным общением. Причем разговаривали министры дважды: на так называемой двухсторонке и в ходе заседания комиссии. В плане визита Шойгу в Каир была также предусмотрена встреча с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси. Основной темой беседы стали проблемы безопасности.
По словам Шойгу, военно-техническое сотрудничество России и Египта имеет устойчивую положительную динамику. Увеличивается объем двусторонних контрактов, растет портфель заказов для российских оборонных предприятий, и, как следствие, улучшается оснащенность египетской армии современным вооружением и техникой, повышается их боеспособность.
Шойгу также отметил, что наши поставки помогают укреплять правоохранительные органы Египта, которые вместе с военными несут основное бремя борьбы с террористами. В этой борьбе наша страна полностью поддерживает власти Каира. Наш министр выразил соболезнования в связи с терактом в мечети на севере Синая. "Это ужасная трагедия. На руках террористов кровь сотен невинных жертв, в том числе и наших соотечественников, погибших в 2015 году в авиакатастрофе над Синаем", напомнил Шойгу и добавил, что противостоять терроризму нужно любыми доступными средствами.
Надо сказать, что военно-техническое сотрудничество Москвы и Каира сейчас переживает настоящий ренессанс. Этому способствуют многие факторы, главный среди которых - стремление египетских генералов использовать для оснащения своей армии оружие российского производства. Наша страна готова удовлетворить их спрос практически по всей линейке современного арсенала за исключением стратегических ядерных комплексов. Нужны наши системы противовоздушной обороны? Без проблем. Требуется артиллерия, самолеты, вертолеты и стрелковое оружие? Давайте готовить контракты на их приобретение.
Таких контрактов за последние три года подписано уже немало. По некоторым данным, их общая стоимость приблизилась к 3,5 миллиарда долларов. Согласитесь, очень внушительная сумма. Что же конкретно мы поставляем Египту? Весь список российского экспортного арсенала по понятным причинам не обнародуют. Но сведения о некоторых оружейных поставках Каиру, проходивших в открытых источниках, дают общее представление о масштабах нашего сотрудничества.
К примеру, известно, что в прошлом году Россия передала египетским военным три дивизиона зенитных ракетных систем "Антей-2500". Вслед за средствами ПВО началась поставка истребителей МиГ-29М/М2. Бала информация, что контракт предусматривает передачу заказчику в общей сложности 46 самолётов этого типа. В конце апреля нынешнего года замминистра обороны Египта Мохаммад эль-Кешки заявил "Интерфаксу", что страна уже получила часть МиГ-29, но не все. Исполнение контракта продолжается.
Кое-какую завесу над этой сделкой приоткрыли и российские чиновники. Так, в июле глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев на брифинге в рамках авиасалона "МАКС-2017" сообщил, что Москва досрочно передала Каиру первую партию лёгких истребителей МиГ-29. А поставки других самолетов будут производиться в соответствии с графиком.
Тот же Михеев в середине сентября рассказал о другом важном проекте в сфере военно-технического сотрудничества двух стран. Речь - о поставках Египту палубных вертолётов для двух кораблей типа "Мистраль". Их, напомним, Франция построила для нашего Военно-морского флота. Но из-за введенных против РФ санкций отказалась выполнять контракт, и в итоге продала корабли Каиру. Тогда же и встал вопрос: какой винтокрылой техникой египетские адмиралы оснастят свои новые вертолетоносцы. Был объявлен тендер, и его выиграли российские Ка-52К "Катран" - морской вариант знаменитого "Аллигатора", специально приспособленный для эксплуатации на флоте.
Хотя контракт по сделке еще не подписан, по нему идут технические консультации, у российского вертолета есть все шансы прописаться в египетских ВМС. Вот что по этому поводу заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин: "Мы рассчитываем на серьезный результат, потому что сами по себе эти корабли формировались по техническому заданию нашего Минобороны и адаптированы именно под наши вертолёты. Поэтому логично было бы принять именно это решение".
О другом важном преимуществе вертолетов этой марки напомнил глава "Рособоронэкспорта". По словам Михеева, Ка-52 хорошо зарекомендовал себя в Сирии. "Катран" успешно выполнил испытательные полёты в рамках похода в Средиземное море авианосца "Адмирал Кузнецов".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"