Миллиардерами также уже стали "Притяжение" и "Викинг". Многие не просто узнали, что российское кино существует, но и поняли, что оно может быть интересным и качественно сделанным.
В Совете экспертов приняли участие продюсеры Сергей Сельянов, Александр Роднянский, Эдуард Илоян, Михаил Врубель, Антон Малышев - исполнительный директор Фонда кино, режиссеры и продюсеры Павел Лунгин, Владимир Хотиненко и Сергей Мирошниченко.
Благодаря чему стали возможны рекордные сборы российского кино? Что повлияло? Государственные субсидии? Регулирование проката? Талант производителей?
Сергей Сельянов: Да, уровень российского кино растет. Подтверждением служит появление зрительских фильмов, поскольку сборы, в основном, на этом поле. При этом авторское кино не теряет своих позиций. "Нелюбовь" и "Аритмия", например, в нашем прокате собрали очень большие для этой категории фильмов деньги. Есть прямая зависимость между уровнем господдержки и количеством больших фильмов, которые, в основном, собирают зрителя. Продюсеры учатся с каждым годом все лучше чувствовать аудиторию, работать с ней... Конечно, квалификация растет, компетенции - также.
Александр Роднянский: Успех состоит в том, что высокие результаты отечественного кинематографа этого года - это совокупные усилия даже не десятка, а гораздо большего количества фильмов. 3 миллиарда сборов у трех проектов - это замечательно. В прежние времена успехи, скорее всего, и ограничивались бы тремя картинами. А сейчас за тремя "миллиардерами" - десяток картин, которые показали совершенно выдающиеся результаты. Тот же "Салют-7" , "Время первых", "Гоголь. Начало"... И это не случайность. Выросла компетенция людей, которые создают картины и выводят их в прокат.
Антон Малышев: Перед Фондом кино ставилась задача развивать кинематограф как отрасль, чтобы она выживала и двигалась дальше. На мой взгляд, то, что к концу года мы, переходим планку 12 миллиардов рублей и 50 миллионов зрителей - это эффект синергетический. Появление большого количества сильных картин, и уже не первый год, показывает, что мы нарабатываем общий имиджевый капитал. Компетенция по принятию решений и распределению господдержки, в значительной степени передана самой отрасли. Когда у нас работают эксперты, рабочая сценарная группа, проходят питчинги. Конечно, эксперты тоже могут ошибаться, но цифры и результаты говорят сами за себя: в этом году у нас из тех ста картин, которые вышли в прокат, 10-11 картин окупятся исключительно за счет кинопроката. Мы сравнивали с международными результатами окупаемости фильмов на внутреннем рынке - Россия выглядит очень неплохо даже на фоне таких сильных кинематографий, как французская, немецкая, британская.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Полностью "Совет экспертов" читайте в ближайших номерах "РГ".