Автокоридоры и транзитные дороги приведут к нормативному состоянию

В 2018 году для российских дорожников наступает поставленный семь лет назад президентом РФ контрольный срок для приведения всех федеральных автомобильных трасс страны в соответствие с нормативными критериями. Свежая статистика, обнародованная Минтрансом России, свидетельствует о том, что отрасли удалось вплотную подойти к достижению поставленной цели.

Итоги

Уже 80 процентов протяженности федеральных дорог удовлетворяют нормативным характеристикам по ровности покрытия и качеству сцепления. Этот показатель - рекордный для нашей страны: к примеру, в 2012 году "в нормативе" находилось только 39 процентов всех транзитных трасс.

За этот период основные ресурсы дорожного фонда России были сконцентрированы именно на ремонте, в том числе, и капитальном, федеральных трасс - в результате удалось обновить свыше 40 тысяч километров дорожного покрытия.

"В этом году дорожными работами охвачено 20 процентов федеральной сети, - рассказал "РГ" глава Росавтодора Роман Старовойт. - Это почти 10 тысяч построенных, реконструированных и отремонтированных километров. Сразу в 25 регионах предусмотрено строительство новых объектов. Постепенно отрасль вновь выходит на те объемы стройки, которые были в предолимпийский период".

При этом дорожниками отмечается тенденция снижения затрат на строительство трасс в среднем на 12%. Внедрение инноваций и современных технологических решений позволило сохранить темпы и объемы возведения новых объектов даже при оптимизации бюджета. Сейчас в нашей стране стоимость строительства однополосного километра дороги второй технической категории (самой распространенной) находится на уровне 44 млн рублей, и за последние годы она не выросла. Таким образом, Россия далеко не в лидерах среди стран по дороговизне своих трасс. У нас стройка обходится примерно в 1,5 раза дешевле, чем в США, Германии и Канаде.

Объездные пути

Важнейшей задачей нового строительства является повышение скорости передвижения транспорта между столицами регионов и по международным автокоридорам. Благодаря увеличению пропускной способности и сокращению времени в пути стимулируется рост пассажирских и грузовых перевозок. В этой связи одним из главных стратегических направлений является строительство автомобильных обходов вокруг городов-миллионников для того, чтобы вывести транзитные потоки транспорта с улично-дорожной сети. Благодаря этому разрешенная скорость движения на новых участках увеличивается с 60 до 90 км/ч, а в самих городах сокращаются пробки и повышается уровень безопасности движения. В этом году, в частности, автомобильный обход появился у города Гатчина в Ленинградской области. Подрядчики завершили работы на год раньше запланированного по государственному контракту срока. Новая дорога сможет обеспечить пропускную способность в 60-80 тыс. автомобилей в сутки. Особую значимость трассы для всего Северо-Запада страны и развития транзитных коридоров отметил и сам глава государства Владимир Путин, который в октябре вместе с министром транспорта РФ Максимом Соколовым принял участие в открытии движения по участку.

Сокращение времени в пути стимулирует рост пассажирских перевозок

В числе перспективных проектов по строительству объездных дорог вокруг крупных городов в Росавтодоре заявляют о соответствующих планах в районе Волгограда, Нижнего Новгорода и Оренбурга.

Подмосковный прогресс

Лидером среди регионов по соотношению протяженности и качества федеральных трасс на сегодняшний день является Московская область. В нормативное состояние приведено уже 90% подведомственной Росавтодору дорожной сети на территории Подмосковья.

Наиболее ощутимым для автомобилистов оказалось долгожданное открытие в этом году после реконструкции участков трассы М-7 Москва - Нижний Новгород, где введены в эксплуатацию новые транспортные развязки в районе города Балашиха. К наступлению зимы на дорогах Московской области за счет федерального дорожного фонда отремонтировано более 325 километров покрытия на основных магистралях. Также началось строительство 8 новых надземных путепроводов для пешеходов.

Общий объем федеральных межбюджетных трансфертов в бюджет Подмосковья в 2017 году составил 6,3 млрд рублей.

За счет этих средств Росавтодор профинансировал строительство на территории Московской области моста через Волгу в Дубне и 5 новых путепроводов. Благодаря надземным переездам теперь подмосковные автомобилисты смогут забыть о потерях времени перед железнодорожными путями в городе Долгопрудном, на дороге от ММК до Нахабино и трассе "Москва - Бородино" - Тучково. Помимо этого профинансирована реконструкция Старошереметьевского шоссе, строительство проездов от Буденовского шоссе до трассы М-1 "Беларусь" и от МКАД до ИЦ "Сколково", транспортные развязки на Можайском шоссе, между Волоколамским и Ильинским шоссе, а также между Лыткаринским шоссе и трассой М-5 "Урал".

Дорога к жемчужине

Развивается дорожное строительство и к популярным туристическим направлениям. В числе таких проектов - федеральная трасса А-121 "Сортавала", на которой в этом году открылся новый 15-километровый участок между поселками. Как отметил Министр транспорта РФ Максим Соколов, благодаря этому теперь современная и безопасная дорога связывает жемчужину карельского перешейка - озеро Вуокса - с системой Санкт-Петербургского транспортного узла. По словам министра, в перспективе будет введен в эксплуатацию еще один новый участок дороги А-121, который свяжет Ленинградскую область и Карелию. После его открытия вся трасса "Сортавала" станет удобным туристическим направлением не только для петербуржцев и жителей области, но и всех жителей нашей страны.

На футбол по южному ходу

Дорожники, как и вся страна, готовятся к чемпионату мира по футболу 2018 года. Они участвуют в создании транспортной инфраструктуры, которая даст возможность не только принять огромное число гостей, но и потом послужит основой для более интенсивного развития экономики.

Так, в ноябре 2017 года было запущено рабочее движение по новой транспортной развязке на 2-м километре федеральной трассы А-135. Теперь автомобилисты могут проехать по новому 6-полосному пойменному мосту, 2-полосной выездной эстакаде и расширенной с 4 до 8 полос проезжей части основного хода дороги.

Но работы на этом участке не закончены. Ввод первого пускового комплекса - это часть реализации первого этапа реконструкции Южного подъезда к Ростову-на-Дону (участок со 2-го по 4-й километр). Таким образом, автомобилисты получат 6-8 полос движения на въезде в донскую столицу. Он включает в себя помимо строительства транспортной развязки на 2-м километре и расширения проезжей части возведение разворотной эстакады, проходящей над существующей проезжей частью, на четвертом километре трассы. Полностью работы по первому этапу реконструкции, согласно госконтракту, завершатся в мае 2018 года - накануне чемпионата мира по футболу, который будет принимать в том числе южная столица. Эта подъездная автодорога к Ростову-на-Дону от М-4 "Дон" (Южный подъезд) не только позволила разгрузить транспортную ситуацию, но так же поможет автомобилистам без проблем доехать до нового международного аэропорта.

Хорошие дороги сокращают расстояния, время и издержки на перевозки

"Рабочее движение по новой развязке на федеральной дороге А-135, ранее - по Ворошиловскому мосту, соединяющему город и трассу. И та дорожная сеть, которая построена вокруг стадиона "Ростов-Арена", не работала бы с такой эффективностью без этих двух крупных объектов. То, что мы в короткий срок построили такой масштабный комплекс, заслуга всей команды - городского, областного и федерального уровней", - отметил министр транспорта РФ Максим Соколов.

"Лена" стала красивее

Росавтодор приводит в нормативное состояние не только трассы в центральной части России, но и на Дальнем Востоке. За последние 10 лет там введено в эксплуатацию более 370 км федеральных дорог. До 2020 года планируется построить еще около 140 км трассы А-360 "Лена".

Например, в этом году завершена реконструкция участка А-360 "Лена" со 155-го по 165-й км в Амурской области. Федеральные дорожники спрямили трассу, реконструировали мост через р. Сетия и 8 водопропускных труб, что сделало этот отрезок трассы более комфортным для езды. Для обеспечения безопасности движения установили дорожные знаки и указатели, металлическое барьерное ограждение и сигнальные столбики, нанесена горизонтальная разметка.

В приграничной полосе

Транспорт является одним из приоритетных направлений развития Евроарктического региона. Это хорошо понимают и в России. В нашей стране идет речь не только о морских, но автомобильных путях. Автодороги обеспечивают не только двусторонние связи между приграничными регионами, но и с участниками внешнеэкономической деятельности в других районах. А хорошие дороги позволяют сократить расстояние и время в пути, значительно снизить транспортные издержки на перевозки международных транспортных компаний.

В конце сентября этого года в Мурманской области вблизи границы с Королевством Норвегия завершена реконструкция 16-километрового участка автодороги Р-21 "Кола". Этот участок трассы выходит непосредственно к международному пункту пропуска "Борисоглебск". В реконструкцию участка инвестировано более 3,5 млрд рублей. Теперь 90% трассы "Кола" соответствует всем нормативным требованиям.

Растущие перспективы

За три года федеральная дорожная сеть дополнительно увеличится почти на две тысячи новых километров. Большие объемы строительства ожидают Московский и Санкт-Петербургский транспортные узлы, а также Сибирский, Дальневосточный, Уральский и Южный федеральные округа. В планах Росавтодора уже в 2018 году увеличить ввод в эксплуатацию вновь построенных участков дорог на 11 процентов по сравнению с 2017-м.

Также до 2020 года федеральный статус могут получить свыше 4 тыс. километров особо важных региональных дорог. За счет этого федеральная сеть изменится в Адыгее, Краснодарском крае, Белгородской, Вологодской, Воронежской, Кемеровской, Мурманской, Курганской, Саратовской и других областях.

В частности, претендовать на повышение до федерального уровня будут участки дорог Белгород - Павловск, Санкт-Петербург - Плесецк - Архангельск, обход города Читы, обход Шацка, северный обход Сургута, трасса Грозный - Кизляр и ряд других трасс. С их помощью будут сформированы новые транспортные коридоры, которые будут способствовать развитию межрегиональной сети автодорог. Такие преобразования позволят создать более эффективные маршруты для движения транзитного транспорта в обход населенных пунктов, ликвидировать участки концентрации заторов, а также повысить скорость передвижения грузов и пассажиров.

Желтый разглядят

В регионах, где часто идет снег, появится особая разметка.

Росавтодор совместно c ГИБДД этой осенью начал тестировать зимнюю желтую разметку на федеральных трассах Р-21 "Кола" (Мурманской области) и А-121 "Сортавала" (в Карелии). На этих участках зимой водители плохо различали классическую белую разметку. Желтый цвет лучше виден водителям во время снегопада, особенно в темное время суток. Такой довольно простой способ позволяет снизить число аварий.

Кто рулит налево

Открылось движение на автодороге М-7 "Волга" в черте Лакинска.

Капремонт этого участка автодороги позволил исключить левые повороты, ликвидировать все светофоры и эффективно разделить транспортные и пешеходные потоки. За три года на участке были устроены четыре разворотные петли, разделительная и переходно-скоростные полосы, пять надземных и два подземных пешеходных перехода, тротуары, шумозащитные экраны, новые автобусные остановки и система водоотвода.