05.12.2017 12:17
    Поделиться

    К формированию облика ярославских городов привлекут студентов

    В Ярославской области к формированию облика городов привлекают студентов
    В середине ноября Ярославль пережил "нашествие" молодых архитекторов, дизайнеров, социологов, урбанистов: полторы сотни студентов из самых разных регионов и вузов страны в рамках второго по счету форума "Города" размышляли над проблемой формирования комфортной городской среды и предлагали варианты благоустройства городских территорий. О том, что нужно для того, чтобы идеи молодых были востребованы, - наш разговор с главным архитектором Ярославской области Михаилом Кудряшовым.

    Поиск идеи

    Михаил Николаевич, архитекторы, которые "еще только учатся", и раньше активно участвовали в благоустройстве городских территорий. Или это ошибочное представление? Сейчас внимания им больше?

    Михаил Кудряшов: Я к старым себя тоже пока не отношу, но если вспомнить не такие уж и далекие годы нашего студенчества, а потом начало архитектурной практики, то отличие разительное: такого отношения к молодежи не было никогда. Не было прямого содействия со стороны власти, вузов, таких организаций, как Росмолодежь, "Студенты России" и так далее. Потому что просто не было таких организаций, мы все были предоставлены сами себе. Сегодня сделан качественно новый шаг в привлечении молодых к работе с городскими пространствами. По крайней мере, они получили возможность поразмышлять, поучаствовать в конкурсах. Конечно, уровень их проектов не всегда позволяет реализовать идеи в полной мере, потому что сказывается недостаток опыта, не хватает глубины проработки. Это студенческие работы, они рассчитаны не на прямое внедрение, а скорее на поиск идеи.

    Участники форума работали над конкретными проектными заданиями, в частности над благоустройством Которосльной набережной в Ярославле, всего три дня. Тут действительно сложно ожидать каких-то готовых решений, но вы на архитектурном факультете ЯГТУ в рамках федерального проекта "Городские реновации" погружали студентов в решение реальных задач по проектированию территорий общего пользования в ярославских райцентрах - Ростове, Борисоглебском, Рыбинске, Переславле и других. У них времени было больше…

    Михаил Кудряшов: Не настолько больше, чтобы сделать готовый, рабочий проект. Это все равно студенческие, учебные работы. То есть это не проработка профиля улицы, мощения, всех прочих деталей. Это просто красивые эскизы. Если они нравятся, их надо брать и думать: а как теперь это сделать? У студентов, даже старших курсов, просто нет физической возможности выдавать готовые решения в силу занятости. У них очень плотный учебный график, и они в лучшем случае могут посвятить такому проектированию один-два дня в неделю. Профессиональное проектное бюро из восьми человек трудится над подобным проектом месяц. Вот и сравните.

    По сути - волонтеры

    Но главное ведь - идея, придумка? А доработать ее можно…

    Михаил Кудряшов: Согласен. Большинство архитекторов не очень увлечены проектированием общественных пространств. Они привыкли работать со стройкой, с нежилыми и жилыми зданиями, то есть с коммерческим сегментом. А благоустройство - это такая больше публичная и общественная история, чем непосредственно коммерция. На общественных пространствах заработать труднее, они менее интересны бизнесу. При этом проект среднего по масштабам парка, площади, набережной или еще какого-то пространства стоит довольно недешево. Да, он включает в себя уже всю рабочую документацию, но самая дорогая составляющая проекта все равно - концепт идеи, разработка. Это очень дорогая архитектура. Поэтому молодежь и привлекается в этот сегмент - студенты, которые еще только входят в профессию, пытаются себя зарекомендовать и проявить, работают практически бесплатно. Это по сути - волонтеры.

    Предложенные идеи интересные? Есть ли среди них такие, которые в райцентрах выразили желание реализовать?

    Михаил Кудряшов: Идеи у студентов всегда интересные. Они даже часто интереснее, чем у опытных архитекторов, у которых восприятие пространства в определенной степени ограничено сложившейся практикой благоустройства и застройки. Что касается внимания к проектам, то заинтересованность во взаимодействии с высшей школой уже проявили администрации Ростовского, Даниловского и Переславского районов.

    Вернуть профессии престиж

    Но можно ли молодым доверить застройку, например, такого древнего города, как Ярославль? Они умеют увязывать старое и новое?

    Михаил Кудряшов: В центре древнего города способны работать не только маститые архитекторы. Однако молодежь действительно туда "заходит" редко, потому что уступает в опыте. Для молодых представителей нашей профессии, как это ни странно прозвучит, вообще характерна робость в высказываниях. Архитектор не единственное лицо, которое принимает решение о внешнем облике объекта в исторической среде. Есть регламенты, в которые он обязан вписаться, и они достаточно жесткие. Попав в такие рамки, молодежь робеет, не знает, что ей делать, в силу недостатка опыта не умеет находить какие-то визуальные композиционные ходы, которые отвечали бы требованиям регламентов. Это приходит со временем.

    Большинство архитекторов не увлечены проектирование общественных пространств - они привыкли работать с коммерческим сегментом

    В Ярославской области действует региональная организация Союза архитекторов, в техническом университете есть архитектурно-строительный факультет, в конце концов, существуют регламенты, о которых вы упомянули, а в исторической части Ярославля появляются архитектурные нелепицы вроде торгового центра "Аура", спроектированного иностранцами.

    Михаил Кудряшов: "Аура" - это в принципе не архитектура. Это чисто технологическое сооружение с ангарными фасадами и хозяйственными въездами и выездами. Утилитарное решение для периферии города, для объекта, расположенного вне городской застройки и тем более вне центра. Но построенного в самом центре. Это же абсурд, когда торговый центр, имеющий непосредственную связь с зоной отдыха - Бутусовским парком, глухо перекрыт с парковой стороны. Там нет ни выходов, ни окон, ни другой визуальной связи. Вниз, на парк, можно посмотреть только с фуд-корта. В Европе такое просто немыслимо. К сожалению, да, проект этого ТЦ - плод труда зарубежных архитекторов, которые преследовали какую угодно цель, кроме сохранения целостности исторического облика Ярославля. Но архитектора выбирает инвестор, и в этом вся проблема. Если же говорить о строительстве на бюджетные средства, то тут вступают в силу конкурсные процедуры, согласно которым участие в конкурсе могут принимать представители любого региона России. Критерием выбора зачастую является не качество и компетенция, а цена и сроки. Многие готовы работать "в ноль", лишь бы хватило денег на зарплату сотрудников, а все остальное их уже не волнует. Для архитектуры это убийственно.

    Насколько трудно состояться в этой профессии? Или все зависит от уровня таланта?

    Михаил Кудряшов: Сегодня работа архитектора серьезно обесценена. Инвесторы при проектировании на большие затраты не идут, потому что считают, что мозги не должны стоить дорого. Кирпич может стоить дорого, а мозги нет. Особенно в жилищной застройке сейчас очень низкие расценки. Дешевле купить типовое решение, нанять проектировщика с готовым набором проектов, чем тратиться на что-то уникальное. Поэтому крепкие профессионалы уходят сегодня в коттеджное строительство, в разработку интерьеров - там проще и легче заработать.

    К сожалению, в регионах архитектор сегодня - это что-то вроде прислуги. В Европе, да и в наших столицах, эти люди отвечают за градостроительную политику, появление новых объектов и их облик. А в регионах архитектор - это прислуга для инвестора, находящаяся в постоянной позе "чего изволите?". Сейчас слово "архитектор" в общественном сознании стало почти ругательным и обозначающим людей, неспособных на качественную работу. Это мнение надо исправлять.

    Кстати

    На территории Ярославской области в рамках федерального молодежного проекта "Городские реновации" для проектирования территорий общего пользования студентам были предложены двадцать площадок в разных населенных пунктах. В январе будущего года пройдут конкурсный отбор готовых работ и публичные слушания. Лучшие идеи молодых архитекторов после доработки их в проектных бюро будут запланированы для реализации.

    Поделиться