По ходу маршрута над акваторией Тихого океана "стратеги" дозаправились топливом от танкеров Ил-78. В минобороны особо подчеркнули, что полет выполнялся в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства и без нарушения границ других государств. Уточним, как это выглядит на практике. Обо всех таких вылетах Россия заранее уведомляет заинтересованные страны. Маршруты "дальников" лежат в стороне от гражданских авиатрасс, а сами рейсы экипажи выполняют без оружия на борту. В ситуации с Ту-95МС требования были соблюдены на сто процентов, а перелет наших стратегов в Индонезию в Минобороны России назвали международным визитом.
Строго говоря, подобные визиты воздушных "стратегов" за рубеж - скорее исключение, чем правило. Российская дальняя авиация постоянно осуществляет воздушное патрулирование в отдаленных уголках планеты, но практически никогда не садится на чужие аэродромы. Исключением можно считать приземление наших ракетоносцев Ту-160 в Венесуэле в 2008 году и повторный визит "Белых лебедей" в эту страну и Никарагуа осенью 2013-го. Учитывая близость к США, перелеты тогда наделали много шума в Вашингтоне.
Посадка Ту-95МС в Биаке свидетельствует как минимум о двух вещах. Поскольку речь идет о носителях ядерного оружия, такой визит говорит об особом доверии наших военных к индонезийским коллегам. К тому же российская дальняя авиация не просто демонстрирует свой флаг в другом государстве, но и осваивает там площадки приземления, а это, учитывая непростую обстановку в тихоокеанском регионе, весьма полезно.
Не стоит также забывать, что Индонезия готова закупать российскую военную технику и вооружение. В августе было подписано соглашение о поставках в страну до конца 2019 года 11 истребителей Су-35. Индонезийцы также интересуются нашими корветами, противокорабельным ракетным комплексом "Уран", боевыми машинами пехоты.
Экспортировать туда стратегические самолеты, конечно, никто не собирается. Но показать индонезийцам мощь российских ракетоносцев - дело нелишнее.