В 2017 году в России отремонтировали более 5000 километров дорог

Число федеральных трасс, радующих автомобилистов идеальным качеством асфальта, удобными развязками, умной инфраструктурой, с каждым годом увеличивается. Но зачастую при въезде в регионы и муниципалитеты картина резко меняется: ямы, опасные перекрестки. Коренным образом изменить ситуацию призван приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги", который стартовал в этом году. Вместе с основными транспортными артериями страны начали преображаться главные проспекты и улицы городов.

Обновление

Участниками программы стали 38 городских агломераций, каждая с населением более полумиллиона человек. Финансирование программы только в этом году составило свыше 65 миллиардов рублей.

Задача на восемь лет

К концу 2017 года доля дорог агломераций, соответствующих всем нормативным требованиям, составила 52 процентов. К 2025 году - моменту окончания проекта - этот показатель планируется увеличить до 85 процентов. Количество аварийно-опасных участков на дорогах субъектов-участников должно сократиться до 15 процентов от уровня 2016 года.

Проблема аварийности решается за счет оборудования участков дорожной сети тросовым и барьерным ограждениями, средствами освещения, искусственными неровностями для ограничения скоростного режима, оборудования перекрестков и наземных пешеходных переходов средствами освещения и светофорного регулирования. На аварийность влияет и перезагрузка дорожной сети. Программа предусматривает строительство развязок и путепроводов, расширение дорог и выделение отдельных полос под общественный транспорт. Еще одна важная задача проекта - повысить уровень удовлетворенности граждан состоянием дорожной сети.

Результаты самой крупной за последнее время ремонтной кампании уже ощутили на себе миллионы человек. Важность проекта признают главы областных и городских центров. По их мнению, без старта приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" многие застарелые дорожные проблемы в городах так и не были бы решены. Ни один регион, скорее всего, не смог бы потянуть одновременно тот объем ремонтов на муниципальных и региональных трассах, который был реализован в рамках всего лишь первого этапа программы в текущем году.

В проектном режиме

На сегодняшний день основные работы первого года реализации приоритетного проекта завершены в большинстве из 38 крупнейших городских агломераций. Ввести в эксплуатацию объекты ремонта в установленные сроки удалось благодаря слаженной работе центрального и региональных проектных офисов. В реализации проекта принимают участие более 1000 человек, а на объектах ремонта задействовано 450 подрядных организаций.

Федеральное дорожное агентство было одним из первых госучреждений, которое стало широко применять принципы проектного управления в своей работе. Главные составляющие проектного управления - ориентированность на конкретный результат, ограниченность в наличных ресурсах, уникальность проекта. Приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги" полностью соответствует всем трем принципам.

Одно из преимуществ проектного управления - возможность выстроить в сжатые сроки эффективную систему исполнения и контроля поручений. Обычное управление реализацией проекта предусматривает вертикальную систему получения и контроля поручений: от самого высшего руководства по цепочке к исполнителю. А проектное основано на горизонтальной (плоской) системе, где все друг друга контролируют, а конкретным исполнителям не приходится выжидать согласования решения какой-либо задачи или вопроса по длинной цепочке от руководителя к руководителю.

В ходе реализации проекта "Безопасные и качественные дороги" отрабатываются формы взаимодействия между всеми собственниками дорог - федеральными, региональными и местными властями. Цели такого взаимодействия - построение устойчивой и эффективной системы транспортного обслуживания населения и создание условий для грузоперевозчиков в условиях городской среды. Уже сегодня выстроена многоуровневая система контроля за подрядными организациями и качеством выполнения работ не только на федеральном уровне, но и среди региональных служб.

При Министерстве транспорта РФ был создан ведомственный проектный офис, который напрямую подчиняется проектному комитету при правительстве РФ под руководством профильного вице-премьера Аркадия Дворковича. На базе ведомственного проектного офиса была организована экспертная группа. В нее вошли представители Минтранса РФ, Росавтодора, ФКУ "Росавтодор", ФАУ "РОСДОРНИИ", научной среды и общественных организаций, субъектов РФ, муниципалитетов. Руководителем проекта "Безопасные и качественные дороги" назначен первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих. Сотрудники ведомственного проектного офиса и региональных проектных групп, находясь в разных регионах страны, где расположены агломерации-участники, полностью заняты проектом "БКД", работая в онлайн режиме практически круглосуточно. Управление проектом и контроль по выполнению каждой задачи осуществляется на цифровой основе через электронную систему "Эталон".

Кто впереди

Как отмечают в Росавтодоре, приоритетный проект "Безопасные и качественные дороги" исполняется успешно. Все ремонтные работы, запланированные в рамках этапа 2017 года, выполнены в соответствии с графиками. По итогам года во многих агломерациях приведены в нормативное состояние десятки и сотни километров дорог. Например, в Воронежской агломерации отремонтировано более 156 км, в Ижевской 145 км, в Казанской 128 км, в Кировской 125 км, в Омской 312 км, в Ростовской 245 км, в Тульской - 210 км. Калининградская, Омская, Махачкалинская, Рязанская, Казанская и Набережночелнинская агломерации показали опережающие темпы реализации программы.

В 2017 году в Липецкой агломерации отремонтировали 113,95 км. Кроме областного центра привели в порядок улицы в таких городах, как Грязи и Елец.

В Екатеринбургской агломерации отремонтировано около 125,42 км дорог, 49 из которых - федеральные, около 47 км - местные, более 78 км - региональные. Ликвидировано 9 мест концентрации ДТП, с городских улиц выведен существенный объем транзитного транспорта.

В Хабаровской агломерации ремонтные работы проводились на опасных участках дорог краевого центра, Тополевского и Ракитненского сельских поселений Хабаровского муниципального района, кроме того, подрядные организации капитально отремонтировали подъезды к селам Матвеевка и Заозерное. Для ликвидации мест концентрации ДТП был выполнен ряд мероприятий по устройству и реконструкции линий наружного освещения, светофорных объектов, а также оборудованию пешеходных переходов современными техническими средствами.

Благодаря проекту "Безопасные и качественные дороги" удалось ликвидировать 176 очагов аварийности в Челябинской агломерации. На сегодняшний день здесь доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативному транспортно-эксплуатационному состоянию, составляет 52,5 процента.

В 2018 году на реализацию проекта "Безопасные и качественные дороги" запланировано софинансирование, аналогичное тому, что было заложено в этом году - более 65 миллиардов рублей. В выборе приоритетных объектов ремонта на следующий год задействованы жители городских агломераций. Во всех регионах они привлечены к участию в проекте. В режиме онлайн они могут оставить отзыв или предложение о включении того или иного объекта в программу на официальном сайте проекта http://bkdrf.ru. Кроме того, внимание контролирующих структур на тот или другой участок дороги можно обратить в аккаунтах проекта в социальных сетях.

дословно

Максим Решетников, губернатор Пермского края:

Участок, который мы открыли сегодня, является одной из частей дороги, начинающейся от центрального рынка в Перми и заканчивающейся в Усть-Качке. За 2017 год на этом направлении мы привели в надлежащее состояние сразу несколько участков. Это было сделано благодаря программе "Безопасные и качественные дороги". Кроме того, эта развязка - первый шаг к открытию нового терминала, формированию здесь полноценного транспортного хаба.

Соцсети в помощь

Еще одним залогом успеха проекта является информационная открытость. Один из ее элементов - общественный контроль при помощи всех доступных современных средств. В первую очередь, это социальные сети - "ВКонтакте" создано 38 сообществ проекта, в которых любой человек может задать интересующие его вопросы. И этот процесс уже идет очень активно. Фактически это первый опыт в истории России, когда официальной приемной для обращений граждан 36 регионов страны становится популярная социальная сеть. Во многих муниципалитетах активно работают информационные сервисы, на которых представлены интерактивные карты городов. Благодаря этому каждый житель имеет возможность заявить о проблемных участках дорог, приняв тем самым участие в формировании перечня объектов ремонта и реконструкции уличной дорожной сети.  Эти ресурсы позволяют выявить недоработки во взаимодействии дорожных и коммунальных служб при проведении ремонтных работ, а также некачественное исполнение контрактов подрядчиками.

Другая, не менее важная, форма работы с гражданами - рейды на объекты, которые проводятся совместно с общественными организациями субъектов. Их участники могут выступить не просто в качестве наблюдателей, но и аудиторов проекта - все предложения и претензии также будут учтены в работе. Многие агломерации уже имеют положительный опыт взаимодействия населения с непосредственными исполнителями проекта - представителями власти, дорожными службами и подрядчиками. Тематические пресс-туры, обучающие семинары, опросы граждан в социальных сетях - лишь малая часть системы общественного контроля, реализуемого в агломерациях.

Еще одним необходимым фильтром общественного контроля проекта является внимание к нему со стороны СМИ. Любые недочеты, выявленные СМИ, устраняются в оперативном режиме.

масштабы

Уже в нынешнем году в результате проведенных ремонтно-восстановительных работ нормативам будут соответствовать более 26 тысяч километров. За год в рамках проекта "Безопасные и качественные дороги" по всей стране отремонтировали 5,1 тысячи километров автомобильных дорог, установили 2131 новый светофорный комплекс, более 35 тысяч новых дорожных знаков.

Переходите с комфортом

161 надземный и 62 подземных новых пешеходных перехода появились на федеральных трассах. Еще 263 наземных перехода оснащены светофорами. К 2020 году планируется дополнительно построить еще 384 разноуровневых пешеходных перехода. Ежегодно возводится около 300 километров линий искусственного освещения. Это позволит сделать передвижение пешеходов более безопасным и комфортным, сократит число ДТП.